Арбитраж Тюменской области отменил решение от 30 августа, по которому в офисах BP Exploration Operating Company Limited (BP EOC) 31 августа и 1 сентября проводились обыски. Следственные действия проводились в рамках разбирательства по иску группы миноритарных акционеров компании «ТНК-ВР-Холдинг» (ТБХ) и спровоцировали международный скандал.
Решение принято после встреч президента России Дмитрия Медведева и премьер-министра Владимира Путина с британским премьером Дэвидом Кэмероном. В консультациях участвовал исполнительный директор BP Роберт Дадли, уточнил первый вице-премьер российского правительства Игорь Шувалов.
«Дадли был, я сам ее (тему) поднял и сказал, что у нас есть институт омбудсмена. Омбудсмену никакие материалы по этой сделке не поступали, но я знаю, что BP писали Игорю Сечину, а Сечин по этому поводу докладывал премьеру, и затем по этому каналу пошло. Это означает, что они знают, как действовать, и удовлетворены уровнем взаимодействия», — сказал Шувалов накануне решения суда (цитата по «Интерфаксу»).
Суд сообщает, что решение было отменено по ходатайству компании «Роснефть», которая 5 сентября обратилась с просьбой заменить меры обеспечения по иску миноритариев.
«Подавая ходатайство, мы исходили из того, что защищаем свои интересы, — пояснил «Газете.Ru» представитель «Роснефти». — Если в результате обысков наша двусторонняя переписка с ВР попала бы в руки третьих лиц, это могло бы нанести ущерб интересам компании».
Арбитраж Тюменской области счел аргументы госкомпании убедительными. «Теперь каждый конкретный документ будет отдельно оцениваться с точки зрения потенциального ущерба для «Роснефти», — говорит партнер юридической фирмы Lidings Андрей Зеленин. — И, если в итоге миноритарии не смогут получить доступ ни к одному документу, что теоретически возможно, их позиция сильно пошатнется: доказать свою правоту, не имея на руках документальных свидетельств, будет очень сложно».
Миноритарии ТБХ (Андрей Проханов, Ольга Гавриленко, Евгения Филиппова, Светлана Родина, Владимир Сохненко и Эдуард Клаус) полагают, что компании нанесен ущерб из-за того, что она не смогла принять участие в обмене акциями с «Роснефтью», а также не вошла в альянс по разработке Арктике.
«Роснефть» планировала заключить эту сделку с ВР, но этому препятствовали российские акционеры ТНК-ВР — консорциум AAR (Alfa group, Access Industries, Renova — Михаил Фридман, Леонард Блаватник и Виктор Вексельберг). Они заявили, что альянс BP и «Роснефти» нарушает акционерные соглашения ТНК-ВР. Согласно им ВР должна вести всю свою деятельность в России исключительно через ТНК-ВР.
ТНК-ВР предлагала вариант, при котором она заменила бы ВР в сделке по обмену акциями, но такая схема не устроила ни ВР, ни «Роснефть».
Позднее «Роснефть» договорилась о сотрудничестве в Арктике с американской корпорацией ExxonMobil.
В июле миноритарии ТБХ подали в арбитраж Тюменской области иск против членов совета директоров ТВХ Питера Энтони Чероу и Рачарда Скотта Слоана, а также против материнских компаний холдинга — BP p.l.c. и BP Russian Investments Limited. Акционеры считают, что именно указанные лица и компании несут ответственность за то, что «ТНК-ВР-Холдинг» не смог принять участие в сделке.
Истцы полагают, что Чероу и Слоан, как топ-менеджеры компаний, входящих в группу ВР, «не могли не знать о переговорах компании BP p.l.c. (либо иной компании, входящей в группу ВР ) с «Роснефтью». Позиция миноритариев заключается в том, что Чероу и Слоан должны были сообщить ТВХ о возможности участия в стратегическом партнерстве.
Именно из-за того, что это не было своевременно сделано, ТВХ, по мнению истцов, и не смог войти в альянс.
Миноритарии утверждают, что из-за упущенной возможности ТВХ понес убытки, которые были оценены в 87,112 млрд рублей. Адвокатское бюро «Линия права» (представляет интересы миноритариев) ранее сообщало, что если бы ТBХ вошел в альянс, то в рамках соглашения об обмене акциями холдинг приобрел бы 1 010 158 003 обыкновенных акций «Роснефти». Рост стоимости этих бумаг и составил бы доход ТBХ.
Сумма ущерба была определена независимыми оценщиками (их имена адвокаты истцов не раскрывают), но она не является окончательной. Полный размер упущенной выгоды связан также с возможностью работы на арктическом шельфе, которой ТВХ оказалась лишена. Ранее сообщалось, что общий размер убытков будет определен после истребования и изучения дополнительных документов.
Рассмотрение дела по иску против материнских компаний холдинга назначено на 21 сентября, по делу против Чероу и Слоана — на 12 октября.
В конце прошлой недели Андрей Прохоров обратился к миноритариям «ТНК-ВР-Холдинга» в открытом письме, которое было опубликовано в газете «Коммерсантъ». В своем обращении он призвал миноритарных акционеров присоединиться к его иску. Прохоров хотел добиться, чтобы истцами выступали миноритарии, чья общая доля была бы не ниже 1% капитала ТВХ. Таким образом, иск должен был стать групповым.
Приставы не успели вынести документы из московского офиса BP, говорит представитель компании. «Судебные приставы отобрали и скопировали часть документов, однако офис ВP эти документы не покинули. Приставы приняли решение приостановить производство, и документы были опечатаны до вынесения дальнейшего решения. Связано это было с тем, что поиск проходил по целому ряду ключевых слов, среди которых фигурировали «нефть» и «газ», — говорит источник. Ранее ВР заявляла, «такой подход позволяет изымать фактически всю корпоративную документацию компании».
В «Линии права» говорят, что отмена обеспечительных мер не повлияет на рассмотрение иска к членам совета директоров «ТНК-ВР Холдинг».
«Интересующие нас документы мы сможем запросить в ходе судебных слушаний, — говорит партнер адвокатского бюро Дмитрий Чепуренко. — Однако это может немного затянуть процесс оценки ущерба, нанесенного «ТНК-BP Холдинг».
Решение о возможности оспаривания отмены обеспечительных мер будет принято по итогам рассмотрения документов суда». Он также отметил, что истцы и представляющая их «Линия права» действуют строго в рамках российского законодательства и по-прежнему рассчитывают на то, что ВР займет конструктивную позицию в этом вопросе.