Президент России Дмитрий Медведев по итогам совещания по расследованию причин авиакатастрофы самолета Як-42 под Ярославлем поручил правительству разработать комплекс мер по прекращению деятельности «авиаперевозчиков, неспособных обеспечить безопасность полетов».
Срок исполнения поручения — до 15 ноября.
В перечень поручений, опубликованный на официальном сайте президента 11 сентября, входит подготовка законопроектов, предусматривающих «увеличение административных штрафов за нарушение правил подготовки и выполнения полётов».
Отдельно прописана «возможность внесудебного порядка приостановления деятельности эксплуатантов воздушных судов, нарушающих требования воздушного законодательства».
Правительству также поручено «принять срочные меры по обеспечению субсидирования лизинга гражданских воздушных судов независимо от государства-производителя, а также по обеспечению субсидирования местных и региональных перевозок».
Изменится и Воздушный кодекс: там будут прописаны обязательства по реализации международных стандартов в области государственного надзора за подготовкой авиационного персонала, реализации Государственной программы обеспечения безопасности полётов воздушных судов гражданской авиации, а также внедрения систем управления безопасностью полётов.
Ответственным за исполнение поручений был назначен премьер-министр Владимир Путин.
8 сентября 2011 года — после катастрофы Як-42 под Ярославлем — Медведев потребовал радикального сокращения числа действующих в России авиакомпаний.
«Там масса чудес происходит. Чего только не рассказывают», – сказал Медведев, отметив необходимость «почистить тех, кто не готов работать».
По словам министра транспорта Игоря Левитина, из 130 российских авиакомпаний 10 крупнейших перевозят 85% пассажиров. Точное количество перевозчиков, выбывающих с рынка, еще не определено, говорил ранее замминистра транспорта Валерий Окулов.
Но ранее правительство одобрило пакет мер, ужесточающих правила пассажирских перевозок, в первую очередь авиатранспортом. Поправки в Воздушный кодекс готовили Минтранс и аппарат вице-премьера Сергея Иванова. Он возглавил борьбу со старыми опасными самолетами, которые называл «живопырками».
К регулярным магистральным авиарейсам – дальностью более 1500 км – будут допущены только авиакомпании, которые имеют парк из 20 судов и более.
Новым требованиям будут отвечать около 15 авиакомпаний, считают в Росавиации. Сейчас в «Перечне эксплуатантов, выполняющих основной объем пассажирских перевозок», составленном Росавиацией, числятся 35 авиакомпаний. Пока не проходят по этому критерию компании, позиционирующие себя как low-cost перевозчики, «Авианова» и Sky Express.
В понедельник опрошенные «Газетой.Ru» представители авиакомпаний (как мелких, выбывающих с рынка, так и крупных) от комментариев отказались.
Аналитик Газпромбанка Алексей Астапов согласен с тем, что мелкие и средние авиакомпании не всегда могут обеспечить безопасность полетов. «Меры, предложенные президентом, рациональны и даже необходимы, — уверен эксперт. — Многие компании прекратят работу, могут вырасти цены на билеты. Но безопасность в этой отрасли стоит на первом месте». Пакет поправок позволит российским авиакомпаниям нанимать пилотов-иностранцев, замечает он. Субсидирование лизинга сместит спрос в пользу иностранной техники, уверен главный экономист «Уралсиба» Алексей Девятов.