Состав акционеров Штокмановского проекта в ближайшее время может измениться, сообщили ИТАР-ТАСС источники в газовой отрасли.
Сейчас оператором проекта выступает компания Shtokman Development AG, в которой российской газовой монополии «Газпром» принадлежит 51%, французская Total владеет 25%, норвежская StatoilHydro – 24%.
«У Total есть все основания выйти из Штокмана, поскольку французы уже работают с «Новатэком» на Ямале», — говорит источник ИТАР-ТАСС. Statoil, по словам источника, может изменить долевое участие, но «Газпром» в любом случае постарается сохранить контроль.
Штокмановское месторождение располагается на шельфе Баренцева моря, в 600 км к северо-востоку от Мурманска. Его запасы составляют 3,9 трлн кубометров газа и 56,1 млн тонн газового конденсата. Проект должен быть запущен в 2016 году, но глава Роснедр Анатолий Ледовских ранее говорил, что сроки могут быть сдвинуты на 2017–2018 годы. Инвестиции в первую очередь Штомана оцениваются примерно в $15 млрд.
Total не ответила на письменный запрос «Газеты.Ru». В Statoil «Газете.Ru» сказали лишь, что компания стремится к реализации проекта и намерена вместе с партнерами привести его к окончательному инвестиционному решению (инвестрешение по первой фазе Штокмановского проекта должно быть принято до конца 2011 года – «Газета.Ru»).
Альтарнативный проект Total в России — это «Ямал-СПГ», которые реализует «Новатэк», аффилированный с Геннадием Тимченко. Он предусматривает строительство на полуострове Ямал завода по производству сжиженного газа мощностью 15 млн тонн в год, а также мощностей по хранению и отгрузке сжиженного газа. Газ пойдет с Южно-Тамбейского месторождения (запасы — 418 млрд кубометров газа и 15 млн тонн газового конденсата), поставки с месторождения осуществляет «Новатэк». Проект должен быть запущен в 2016 году, инвестиции оцениваются примерно в $30 млрд. Total получит в ямальском проекте 20%. Ранее источники сообщали, что «Новатэк» ведет переговоры и со Statoil.
Запасы Южно-Тамбейского месторождения меньше, чем Штокмановского. Но эксперты полагают, что Total действительно могла выбрать ямальский проект. «Очевидно, что ямальский проект выглядит для Total привлекательнее – уже решено, что там будет построен завод СПГ, в то время как по Штокману такое решение пока не принято, — комментирует аналитик Банка Москвы Денис Борисов. – Кроме того, «Газпром» и «Новатэк» являются прямыми конкурентами, поэтому Total мог принять решение сосредоточиться на одной из компаний».
Борисов также напомнил, что у Total с «Новатэком» стратегическое сотрудничество: французская компания владеет 12% «Новатэка» и планирует довести эту долю до 20%.
Глава East European Gas Analysis Михаил Корчемкин полагает, что приоритеты «Газпрома» в Штокмановском проекте изменились. «Если раньше основной частью Штокмана был завод СПГ, то теперь – газопровод для подачи газа в трубу «Северный поток», — говорит эксперт. – Видимо, это не устраивает Total».
Корчемкин считает, что место Total в Штокмановском проекте может занять кто-то из иностранных акционеров «Северного потока» (германские Wintershall Holding и E.ON Ruhrgas, которым принадлежит по 20% газопровода, либо нидерландская Gasunie, владеющая 9% трубы). «Газпром» хочет привязать Штокман к третьей ветке «Северного потока», и для этого потребуется помощь европейских акционеров», — отмечает Корчемкин.
Но, по мнению Борисова, наиболее вероятными кандидатами на долю Total являются Statoil и Royal Dutch Shell. «У норвежцев богатый опыт работы в условиях, сходных с условиями Штокмана, — отмечает эксперт. – Shell же является мировым лидером по производству сжиженного газа и весьма заинтересован в СПГ-проектах».