В московских аэропортах возник дефицит авиакеросина. «5–10 сентября, если ситуация не изменится, аэропорты могут встать. На прошлой неделе на биржах по продаже топлива было предложено около 5 000 тонн авиа-ГСМ, хотя спрос составлял порядка 270 000 тонн. В целом при нормальной ситуации на биржах еженедельно торгуется 30–70 тысяч тонн авиационного топлива», — цитирует «Интерфакс» заявление источника в отрасли.
По вопросу ограничения поставок должно быть проведено правительственное совещание с нефтяными компаниями. «Аэропорты просят распечатать госрезерв», — поясняет другой источник.
В Росавиации «Газете.Ru» сообщили, что ведомство планирует обратиться в Росрезерзв с просьбой поставить 180 000 тонн авиатоплива в аэропорты Москвы.
Бензиновый кризис весны 2011 года вынудил правительство сформировать резерв топлива. Сейчас набирается резерв зимнего дизельного топлива, По данным Минэнерго, к 1 ноября объем
резервируемого топлива должен составить 515 тыс. тонн.
Премьер Владимир Путин подпишет постановление правительства о выделении топлива из Росрезерва, если это потребуется, сообщил «Интерфаксу» пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков.
1 сентября в Росавиации прошло совещание с участием представителей министерства энергетики и нефтяных компаний. »
Снижение запасов топлива в московском авиаузле вызвано резким сокращением производства авиационного керосина, а также возможным отвлечением производства на выпуск зимнего дизельного топлива, говорится в сообщении Росавиации по итогам совещания.
Одной из причин нехватки авиакеросина на рынке могло стать именно создание госрезерва топлива, сообщили
«Интерфаксу» источники в нефтяных компаниях: авиакеросин применяется как добавка к зимнему дизтопливу. «Таким образом, объемы его на рынке, действительно, уменьшились. Однако после завершения
формирования резерва, объемы топлива на рынке восстановятся», - сказал источник.
Минэнерго рассматривает вопрос увеличения минимального запаса топлива в аэропортах с трехдневного до 7–10-дневного, говорит замминистра энергетики Сергей Кудряшов.
«Минимальный запас топлива в аэропортах — трое суток, это мягкая подушка, и небольшой сбой очень существенен. Поэтому мы обговариваем увеличение подушки до 7 дней. По сентябрю все будет нормально, я думаю», — сказал он.
В Росавиации уверяют, что происходит «нагнетание паники, а пока наметилась лишь тенденция».
Источник «Интерфакса» в отрасли утверждает, что причины нехватки связаны и с заказом Минобороны.
Владимир Дробышевский из пресс-службы министерства это опровергает. «В московской зоне у Минобороны два основных потребителя авиакеросина — аэродромы Чкаловский и Кубинка. Объем их недельного потребления топлива в десятки раз меньше, чем у любого гражданского аэропорта московского авиаузла», — цитирует агентство его слова.
Дробышевский отметил, что объем потребления авиакеросина Минобороны составляет 10–12% от общего объема производства.
По данным вице-президента трубопроводной монополии «Транснефть» Михаила Баркова, проблема с топливом в московских аэропортах связана с доставкой керосина по железной дороге.
«План по поставкам керосина «Транснефтью» был выполнен полностью, а с сентября компания стала прокачивать даже больше. Сложившаяся ситуация связана с железной дорогой», — сказал он. По его словам, в течение ближайших часов «Транснефть» увеличит прокачку авиакеросина по трубе и «этот вопрос будет решен».
В «Российских железных дорогах» говорят, что поставки авиатоплива московским аэропортам железнодорожным транспортом осуществляется в полном объеме. «По состоянию на 17.00 2 сентября на станции «Космос» (аэропорт Домодедово) под разгрузку стоят 22 вагона с авиатопливом, всего на Московской железной дороге в адрес Домодедово направляются 283 вагона. На подходе к границам МЖД еще 236 вагонов. На станции «Аэропорт» (аэропорт Внуково) под выгрузкой 15 вагонов, на МЖД в адрес Внуково 51 вагон, на подходе еще 110 вагонов. На станции «Лобня» (аэропорт Шереметьево) под выгрузкой 39 вагонов, на МЖД в адрес аэропорта 47 вагонов. На подходе 196 вагонов. Перебоев в подаче вагонов с топливом к аэропортам московского авиаузла нет», — объясняют в РЖД.
По словам источника «Интерфакса», острый дефицит возник в Шереметьево: «В Домодедово запасов в два раза больше, чем в Шереметьево, а во Внуково запасы ограничены».
В пресс-службе Внуково говорят, что «в связи с возникшей сложностью с поставками авиационного керосина в московском регионе аэропорт обращается к нефтяным компаниям с просьбой выполнять согласованный график поставок». «На данный момент поставки идут в соответствии с графиком», — уточнили в аэропорте. По данным «Интерфакса», аэропорт располагает запасами авиакеросина на два дня.
В Шереметьево сообщили, что аэропорт «работает по расписанию и в штатном режиме»: «У нас трехсуточный запас топлива».
В Домодедово рассказали, что аэропорт не испытывает неудобств с поставками, запасы топлива предусмотрены на трое суток.
«Мы в постоянном режиме осуществляем мониторинг ситуации, в августе мы зафиксировали некий дефицит топлива, который выражался в минимальном предложении количества топлива на рынке», — отметила пресс-секретарь аэропорта Елена Селянченкова.
По ее словам, в конце августа аэропорт направил письма в нефтяные компании, но от части из них получил отказ в увеличении поставок, «при этом не только Домодедово, но и авиакомпаниям, базирующимся в аэропорту». «Мы начали обсуждение ситуации с поставками топлива уже в рамках всего Московского авиационного узла, направили в Росавиацию письмо с предложением об оказании содействия в обеспечении необходимых объемов топлива, а также рассмотрении возможности о постоянном и обязательном ежемесячном выделении авиатоплива нефтяными компаниями в адрес аэропортов», — рассказала Селянченкова.
Группа «Аэрофьюэлз» (поставляет керосин в 14 аэропортов) сообщила, что «в связи с возможной нехваткой авиатоплива в сентябре месяце в московском авиаузле готова выделить дополнительные объемы авиакеросина в размере до 100 000 тонн для заправок в заграничных аэропортах при всей географии полетов за рубежом. Это позволит авиакомпаниям по минимуму заправляться в России и компенсирует возможные неудобства».
Представитель компании ТНК-BP заявил «Газете.Ru», что «ТНК-ВР безусловно выполняет и будет выполнять обязательства по поставке авиакеросина в рамках заключенных соглашений точно в установленный срок и в полном объеме».
В «Роснефти» также заявляют, что выполняют обязательства. «Объем поставок «Роснефти» составляет 5% от общего объема поставок в аэропорты Москвы. При получении обращения готовы рассмотреть вопрос увеличения», — говорят в госкомпании.
«Газпромнефть-Аэро» не осуществляет оптовые поставки для ТЗК аэропортов московского авиаузла. «Газпромнефть-Аэро» работает по прямым контрактам с авиакомпаниями, осуществляя заправки воздушных судов «в крыло». Обязательства по заправке воздушных судов выполняются в полном объеме», — заявили в компании.
У «ЛУКойла» в московском регионе нет авиационных топливно-заправочных комплексов. «Авиакеросин здесь мы продаем только оптом, — говорят в «ЛУКойле». — Компания-оператор топливно-заправочного комплекса может к нам обратиться и приобрести топливо».
Российские авиакомпании пока не испытывают проблем, связанных с недопоставкой авиатоплива. В «Аэрофлоте» говорят, что проблем с заправкой у авиакомпании нет: «Мы справляемся». В «Трансаэро» сообщили, что у авиакомпании подписаны долгосрочные соглашения с поставщиками топлива — «Газпром нефтью» и ТНК-BP. «Все обязательства по поставкам топлива выполняются в полном объеме, и никаких проблем с заправкой авиакомпания не испытывает», — сообщил представитель перевозчика. У low-cost перевозчика Sky Express проблем с заправкой также нет.
Генеральный директор агентства Aviacassa.ru Максим Побережник уверен, что дефицит приведет к повышению цен на авиакеросин. С ним согласен и гендиректор агентства Infomost Борис Рыбак: «Когда Росавиация говорит о росте объемов перевозок более чем на 10%, поднимаются цены на топливо». По его прогнозу, цены вырастут на 5–10%.
Стоимость сентябрьских партий керосина на московском авиаузле сегодня взлетела на 10% к августу из-за значительного превышения спроса над предложением, констатируют в Argus Media.
Российские авиакомпании в январе–июле увеличили пассажирские перевозки на 11,7% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. С начала года потребление авиакеросина в России выросло на 9,3%. По данным Argus, цены 2 сентября находились в диапазоне 26500–28000 рублей за тонну. «Сентябрьских объемов на спотовом рынке уже нет, а в октябре цены могут вырасти еще. В то же время нефтяные компании вряд ли значительно повысят сентябрьские цены, опасаясь вопросов ФАС», — говорят в Argus.
В Федеральной антимонопольной службе сообщили, что не получали обращений от аэропортов.