Генпрокуратура нашла хищения бюджетных денег, выделенных на федеральную целевую программу «Электронная Россия».
Из суммы в размере около 2 млрд рублей расхитили около 300 млн рублей, говорится в материалах прокурорской проверки, переданных в Следственный департамент МВД.
Программа, которую курировало Минсвязи, была рассчитана на 2002–2010 годы и предполагала масштабное развитие информационно-технологической инфраструктуры, указано в материалах министерства. Фактический объем расходов за весь период действия ФЦП составил около 27 млрд рублей. В 2009 году программу переориентировали на создание «Электронного правительства» – перевода в электронный вид процесса оказания государственных и муниципальных услуг.
Задачей электронного правительства декларировалось создание инфраструктуры общественного доступа к услугам через интернет, терминалы самообслуживания, центры телефонного обслуживания и многофункциональные центры оказания государственных и муниципальных услуг. Единственным исполнителем госзаказа в рамках этого этапа ФЦП стал «Ростелеком».
В Минкомсвязи и «Ростелекоме» затруднились оперативно прокомментировать претензии Генпрокуратуры.
Источник, близкий к компании, ограничился комментарием: «Чушь».
Запрос в Генпрокуратуру в 2010 году писал депутат Госдумы Илья Пономарев. По его данным, Минкомсвязи в 2009 году заключило с «Ростелекомом» контракт на сумму около 1 млрд рублей. Компания обязалась выполнить комплекс работ по формированию инфраструктуры «Электронного правительства».
Контракт был заключен 12 ноября 2009 года, а в качестве срока его исполнения было указано 15 декабря того же года.
15 ноября 2010 года ведомство заключило с «Ростелекомом» новый контракт на сумму свыше 1 млрд. рублей, а сроком выполнения назначило 10 декабря. Оба контракта идентичны по характеру выполненных работ, писал депутат. Получить комментарий Пономарева во вторник вечером не удалось.
Суммы контрактов, описанных в депутатском запросе, совпадают с цифрами в материалах Генпрокуратуры. В ходе проверки государственных контрактов «Ростелекома» стоимостью более 2 млрд рублей «были получены данные, свидетельствующие о хищении части этих средств путем обмана или злоупотребления доверием», пишут прокуроры.
Материалы проверки переданы в МВД. Решается вопрос о возбуждении уголовного дела по ч. 4 ст. 159 УК (мошенничество в особо крупном размере).
По данным прокуроров, при расхищении государственных денег применялись стандартные схемы – использовались фирмы-посредники и оффшоры, оплачивались невыполненные работы. В итоге суммы контрактов удваивались.
«Путем создания схем из многочисленных фирм-посредников почти на 270 млн рублей была завышена стоимость программно-технических средств, приобретенных Минкомсвязи через «Ростелеком» в рамках государственного контракта. За приобретенное оборудование Минкомсвязи России заплатило 653 млн рублей при его фактической стоимости 383 млн рублей», — говорится в материалах Генпрокуратуры.
Один из основных поставщиков оборудования перевел 150 млн рублей на оффшорный счет.
«Генпрокуратурой обнаружено наличие конфликта интересов у лиц, работавших в «Ростелекоме» и в коммерческой структуре, осуществлявшей закупку оборудования в рамках ФЦП «Электронная Россия», — резюмируют прокуроры.
Также госзаказчики заплатили «Ростелекому» 10 млн рублей за экспертизу реализации госпрограммы создания технопарков в сфере высоких технологий. Работы фактически не выполнялись, констатировали в Генпрокуратуре. В марте 2011 года с критикой реализации «Электронной России» выступала Счетная палата.
Аналитики контрольного ведомства обнаружили неэффективное использование госсредств на 1,4 млрд рублей.
«Отсутствуют актуализированные к «реалиям сегодняшнего дня» госстандарты в сфере информационных технологий, а разработка и внедрение типовых программных решений для органов государственной власти в рамках ФЦП «Электронная Россия» носит единичный характер», — докладывал аудитор Александр Пискунов.
По данным Счетной палаты, закупка и внедрение программного обеспечения для государства «производится без учета необходимости стандартизации форматов и протоколов обмена данными, вследствие чего возникают несовместимость программно-технических решений и невозможность обмена данными между различными государственными информационными системами».
Один из проектов ФЦП — общероссийский государственный информационный центр (ОГИЦ) — СП критикует отдельно. «Проверка показала, что с 2009 года работы по развитию ОГИЦ прекращены, что формирует риск утраты достигнутых результатов и дублирования разработок по аналогичной проблематике», — резюмировали аудиторы.
Председатель совета директоров «Ростелекома» Иван Родионов говорит, что не знает о возможных нарушениях при реализации госконтрактов. «Надо посмотреть, — заметил он. – По любым контрактам могут быть недопонимание или недоразумение». Родионов сказал, что решение о необходимости проведения внутренней проверки по материалам Генпрокуратуры будет принимать комитет по аудиту «Ростелекома».