После семидневных обсуждений Росавиация приняла решение продлить сертификат эксплуатанта low-cost авиакомпании «Авианова». Право на полеты продлено на один год, сообщили «Газете.Ru» в ведомстве.
Его продлили в последний день срока действующего сертификата.
В Росавиации говорят, что «акционеры предоставили «Авианове» кредитную линию для того, чтобы компания покрыла убытки», это подтверждено документально; также «Авианова» представила программу по восстановлению платежеспособности до конца 2012 года.
Причиной возможной приостановки свидетельства эксплуатанта low-cost перевозчика источники в отрасли называли нестабильное финансовое положение. Решение о продлении «Авианове» сертификата эксплуатанта неоднократно переносилось, начиная с 23 августа.
В «Авианове» не смогли оперативно предоставить комментарий.
По неофициальной информации, общий долг «Авиановы» перед поставщиками услуг около 1,5 млрд рублей. В эту сумму входят долги за топливо, аэронавигацию, услуги по организации питания (кейтеринг), аэропортовое обслуживание, лизинговые платежи за воздушные суда и другие.
По данным Росавиации, за 2010 год авиакомпания перевезла 1,3 млн пассажиров. По данным базы «СПАРК-Интерфакс», в 2010 году перевозчик получил чистый убыток в размере 710 млн рублей, выручка выросла с 159 млн в 2009 году до 2,36 млрд рублей в 2010 году.
«Авианова» базируется в московском Шереметьево и аэропорту Краснодара, осуществляя перевозки по европейской части России и на Украину – в Симферополь. Самолетный парк авиакомпании — шесть Airbus A320.
В авиакомпании утверждают, что «Авианова» не испытывает финансовых трудностей, а развитие компании осуществляется в строгом соответствии с бизнес-планом.
В Шереметьево сообщили, что «долг есть, но небольшой». В «Новапорте» заявили, что перед ними у авиакомпании нет долгов, так как они работают по предоплате.
Вопрос продления сертификата решался на фоне конфликта акционеров авиакомпании — структуры «Альфа-групп» предпринимателя Михаила Фридмана A1, которой принадлежит 51% «Авиановы», и американского фонда Indigo Partners, владеющего 49%.
В конце июня управляющий директор авиакомпании Эндрю Пайн, который фактически руководил перевозчиком с основания авиакомпании и представлял интересы зарубежных акционеров, был заменен на экс-директора авиакомпании Red Wings Константина Тетерина.
Позже компания выпустила официальное сообщение о том, что сотрудничество с Пайном было прекращено «по причинам, связанным с несоблюдением Пайном российского законодательства на всем протяжении сотрудничества с компанией».
Источник, близкий к компании, говорит, что пока не решено, кто из акционеров будет предоставлять кредит и на каких условиях. В А1 пояснили, что «акционеры будут продолжать инвестиции в развитие «Авиановы», получить комментарий Indigo не удалось.
«Озвученная сумма долга «Авиановы» примерно равна масштабам инвестиций в создание компании. Долг в несколько миллионов есть у всех авиакомпаний, но такая сумма ничто по сравнению с долгами перед акционерами. Поэтому можно предположить, что акционерный след имел влияние на ситуацию», — не исключает Олег Пантелеев, глава аналитической службы Aviaport.
Компания является привлекательным активом, но может быть интересна только тем, кто готов быстро инвестировать деньги в расширение парка на фоне готовящегося законопроекта Росавиации, отмечает Пантелеев.
С 1 января 2012 года на магистральные пассажирские авиаперевозки планируется допускать только те авиакомпании, парк которых имеет десять однотипных самолетов, а с января 2013 года – 20 однотипных самолетов.
По оценкам главного редактора портала Avia.ru Романа Гусарова, «Авианова» сможет функционировать, доведя количество самолетов до десяти, но «вряд ли потом за год сможет удвоить парк самостоятельно». Он не исключает, что «шум вокруг продления сертификата мог быть связан с желанием приобрести компанию, но как можно дешевле».
Пример «Авиановы» может спровоцировать изменение порядка работы всех российских авиакомпаний.
«В интересах пассажиров Росавиация выходит с предложением к Минтрансу о внесении в действующее законодательство положений об ограничении глубины продаж билетов для авиакомпаний, которые приближены к неудовлетворительному финансово-экономическому состоянию», — сообщил «Газете.Ru» представитель ведомства, добавив, что не связывает предложение с деятельностью «Авиановы».
Сейчас глубину продаж (срок предварительной реализации билетов) Росавиация не регулирует. В среднем билеты продаются за один-три месяца.
Авиакомпании проверяют через допуск на маршрутные линии: в заявках перевозчики указывают финансовые показатели, рассказывает Анатолий Федоренко, профессор Высшей школы экономики.
«Если ведомству кажется, что у компании могут быть плохие показатели, то глубину продаж ограничат, что приводит к дальнейшему ухудшению ее показателей, — говорит эксперт. — Вопрос, как мониторить финансовое состояние компаний, актуален, но эффективного способа ведомства пока не нашли».