Украина намерена снизить энергетическую зависимость от России. Через пять лет страна сможет сократить закупки газа у российского «Газпрома» до 12 млрд кубометров в год, заявил в понедельник в интервью украинскому «Пятому каналу» министр энергетики и угольной промышленности Украины Юрий Бойко. Это почти в три раза меньше, чем Украина закупает сейчас: в 2011 году она планирует приобрести около 40 млрд кубов, на 3,5 млрд кубов (9%) больше, чем в 2010 году.
Импорт из России будет замещен за счет роста собственной добычи, пояснил Бойко (в ближайшие пять лет Украина намерена нарастить ее с 20 до 27 млрд кубометров), а также за счет частичного перевода энергетики с газа на уголь. Кроме того, планируется сократить потребление газа за счет энергосбережения, уже в следующем году сокращение должно составить 8–10 млрд кубометров.
Украинские власти уже не в первый раз заявляют о планах снизить зависимость от российских энергоносителей. В ноябре прошлого года Киев сообщил об обнаружении на своей территории крупнейших в Европе запасов сланцевого газа, для разработки которых были приглашены иностранные инвесторы: Royal Dutch Shell и ExxonMobil.
Размеры запасов не уточнялись, но заявление было сделано буквально за несколько часов до встречи президентов Дмитрия Медведева и Виктора Януковича, в ходе которой украинская сторона намеревалась обсудить действующие газовые контракты.
С тех пор газовый вопрос не стал менее острым: украинские власти настойчиво требуют пересмотра контрактов, подписанных в 2009 году Юлией Тимошенко. Сейчас Украина платит за тысячу кубов российского газа $354, в четвертом квартале цена вырастет до $388. Украина считает цену необоснованно высокой, Россия с этим не согласна.
В начале августа Янукович в ходе встречи с Медведевым в Сочи дал понять, что Киев может потребовать пересмотра контрактов через суд.
В «Газпроме» планы украинских властей комментировать отказались. Мнение же украинских и российских специалистов на этот счет разошлись. По оценке независимого украинского эксперта по вопросам энергетики Владимира Сапрыкина, переход на собственные ресурсы потребует до десяти лет. «Вопрос в инвестициях в развитие добычи и энергосбережение», — говорит он. Замещение возможно, соглашается заместитель гендиректора Института возобновляемой энергетики Национальной академии наук Украины Степан Кудря. «Для этого нужно больше альтернативных источников энергии – они смогут это обеспечить. Их потенциал на сегодняшний день – почти 100 млн тонн условного топлива, в то время как Украина потребляет около 200 млн тонн у. т.», — считает он.
«Украина будет закупать меньше российского газа, поскольку высокие цены сделают неконкурентными производство минудобрений и ещё несколько энергоёмких отраслей, — полагает глава East European Gas Analysis Михаил Корчемкин. — И потребление угля может вырасти, но не настолько, чтобы заменить такие объёмы российского газа»
Сократить потребление российского газа на 70% для Украины нереально, убежден гендиректор российского Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. «Энергосбережением никто заниматься не будет – для этого надо модернизировать предприятия, а их хозяева – крупные промышленники — вложили деньги не в модернизацию производства, а в Януковича, и теперь рассчитывают, что он им добьется снижения цен на газ». Дальнейшее подорожание российского газа стало очевидным еще около пяти лет назад, напоминает он: уже тогда Украина заговорила об энергосбережении, но на практике сделано ничего так и не было.
Переход на уголь тоже является для Украины нонсенсом, добавляет эксперт. «Это полностью противоречит мировому тренду: сейчас весь мир, включая Китай, который никогда особенно не обращал внимания на экологию, переходит как раз с угля на газ, — говорит Симонов. – Замена угольной генерации на соответствующую ей по мощности газовую турбину снижает выброс двуокиси углерода».
Переход с газа на уголь будет означать нанесение тяжелейшего вреда украинской экологии и окончательно перекроет Украине путь в Евросоюз, где отказ от угольной энергетики является общепризнанной нормой.
Сланцевый газ в ближайшее время тоже Украине не поможет. На сегодняшний день нет ни одного реального проекта и даже не определены ресурсы сланцевых месторождений, к тому же у Украины нет достаточного количества воды, необходимой для гидроразрывов (этого требует технология добычи газа из сланца), отмечают эксперты.
Кроме того, сократив в одностороннем порядке закупки российского газа, Украина рискует получить претензии от «Газпрома». Действующий контракт заключен до 2019 года, согласно ему, Украина должна ежегодно закупать у России 52 млрд кубометров газа.
Если объем закупок опускается ниже 74% от этого объема (около 38,5 млрд кубометров), «Газпром» имеет право потребовать неустойку в размере 120% от цены неотобранного газа в летнее время и в размере 300% в отопительный период.
Таким образом, если брать цену на газ для Украины на уровне прогнозной на четвертый квартал этого года, то в случае снижения закупок до 12 млрд кубов ей придется в год выплачивать по меньшей мере $12,33 млрд. При этом цена на газ, по прогнозам, в дальнейшем обещает только расти.
«Вряд ли Украина всерьез готовится оплачивать потенциальные претензии за недобор, — говорит Симонов. – Заявления Бойко — лишь очередная попытка давления на Россию в переговорах по газу. Тем не менее фактически мы сейчас стоим на пороге новой газовой войны».