Инвестиционная группа «Сумма», подконтрольная бизнесмену Зиявудину Магомедову, намерена построить нефтяной терминал в Роттердаме и в дальнейшем управлять им. Об этом сообщили источники «Интерфакса» на транспортном рынке. «Сумма» в консорциуме с другими компаниями подала заявку на участие в конкурсе по выбору инвестора для строительства терминала и управления им, который проводит администрация роттердамского порта, утверждают источники.
В «Сумме» «Газете.Ru» подтвердили факт подачи заявки, но подробности не сообщили. Источник, знакомый с ситуацией, сообщил «Газете.Ru», что порт Роттердама предлагает конкурсантам участок размером более 50 гектаров, где может быть построен крупный терминал, но пока решение о мощности будущего объекта не принято.
«Строить терминал на 10–20 млн тонн в Роттердаме нет смысла, — говорит глава аналитического агентства InfraNews Алексей Безбородов. – С другой стороны, и терминал мощностью в 100 млн тонн строить бессмысленно: такого спроса на нефть просто нет». Безбородов полагает, что речь идет о строительстве терминала мощностью около 50 млн тонн. Он оценивает проект в $250 млн – из расчета $5 на тонну мощности. Безбородов отметил, что строить в Нидерландах «значительно дешевле, чем в России».
«Здесь терминалы строятся из расчета $10 за тонну мощности, и это минимум, — говорит эксперт. – Обычно стоимость строительство составляет $15–20 за тонну».
Роттердамский порт является крупнейшим в Европе (ежегодно через него проходит 430 млн тонн грузов) и крупнейшим нефтяным портом в мире (95–100 млн тонн ежегодно). Таким образом, «Сумма» претендует примерно на половину нефтяной перевалки. Безбородов полагает, что российская компания вытеснит какие-то из более мелких терминалов: «Строительство терминала в Роттердаме – это серьезная заявка на контроль над экспортными потоками».
«Сумма» в альянсе с «Транснефтью» уже контролирует Приморский торговый порт и Новороссийский морской торговый порт. В январе компания Kadina Ltd (принадлежит членам семей председателя совета директоров НМТП Александра Пономаренко и депутата Государственной думы Александра Скоробогатько) закрыла сделку по продаже контрольного пакета Новороссийского порта «Сумме» и «Транснефти». Перед этим НМТП приобрел 100% Приморского порта.
Представитель «Транснефти» Игорь Демин заявил «Газете.Ru», что нефтепроводная монополия «никакого отношения к строительству роттердамского терминала не имеет».
«Сумма» уже занимается управлением основными нефтяными торговыми портами на территории России, поэтому неудивительно, что именно эта компания решила участвовать в строительстве терминала в Европе», — говорит старший аналитик «Арбат Капитала» Виталий Громадин.
Дмитрий Александров из инвесткомпании «Универ» предупреждает, что в будущем новый актив может снизить рентабельность бизнеса «Суммы». «Грузооборот роттердамского порта в разы превосходит показатель по группе НМТП (159 млн тонн), но по чистой прибыли операторы этих активов вполне сопоставимы, — отмечает аналитик. – Более того, НМТП за прошлый год показал чистую прибыль в $330 млн, рентабельность составила 41%, а по Роттердаму ожидается лишь около $280, рентабельность будет на уровне 16%».
Источник «Газеты.Ru» на нефтяном рынке говорит, что проект строительства терминала в роттердамском порту имеет политическую поддержку со стороны вице-премьера Игоря Сечина.
«Крупный терминал позволит контролировать нефтяные потоки, — говорит источник. – Но едва ли «Сумме» удастся выиграть тендер: в Роттердаме прекрасно понимают, в чьих интересах действует компания».