Для второго дня Международного авиационно-космического салона в подмосковном Жуковском его российские участники припасли большинство запланированных к подписанию контрактов, чтобы скрепить их в присутствии премьера Владимира Путина. Он прилетел на Ил-96. По павильонам МАКСа премьер бродил больше двух часов. За это время он успел осмотреть павильоны с самолетами гражданской авиации, увидеть новые двигатели и вертолеты, а в новый Ми-34 даже забрался.
На половине пути Путин и сопровождавшие его вице-премьер Сергей Иванов и глава «Ростехнологий» Сергей Чемезов сделали перерыв. По дороге от одного павильона к другому премьер неожиданно свернул с маршрута и подошел к палатке, чтобы купить мороженое. По совету окружающих глава правительства купил три клубничных «Экстрема». После небольшого перерыва высокопоставленные гости авиасалона отправились дальше.
На одном из переходов премьера неожиданно нагнал человек. Представившись Валентином Устиновым, он начал уговаривать премьера свернуть с намеченного маршрута и посмотреть детище жуковских изобретателей. Выяснилось, что он зовет премьера смотреть автожиры — небольшие летательные аппараты, похожие на вертолеты. «Где можно использовать?» — поинтересовался премьер. «МЧС, ГАИ», — перечислял спутник. Но уговорить свернуть премьера с маршрута он так и не смог.
Первыми в присутствии премьера контракт подписали компания «Гражданские самолеты Сухого» и «Газпромкомплектация»: десять самолетов с увеличенной дальностью полета Sukhoi Superjet 100/95LR приобретаются для авиакомпании «Газпромавиа». Сделка оценивается в $323 млн в текущих каталожных ценах. Поставка самолетов запланирована на 2013–2015 годы.
Другой договор на поставки 24 Superjet 100 «Сухой» подписал с компанией «ВЭБ-Лизинг». В дальнейшем они будут переданы в лизинг четвертой по величине российской авиакомпании «ЮТэйр».
«Газпромавиа» подписала также еще один контракт — с холдингом «Вертолеты России»: компания получит 39 вертолетов Ми-8АМТ с 2012 года в течение четырех лет.
В присутствии премьера было заключено и соглашение по поставкам МС-21. Этот перспективный ближне-среднемагистральный самолет должен прийти на смену самому массовому лайнеру, который эксплуатируется в России, — Ту-154.
Контракт на поставку 50 самолетов МС-21 твердого заказа и 35 самолетов МС-21 опционального заказа заключен госкорпорацией «Ростехнологии» и корпорацией «Иркут». Поставки планируются в период с 2017 по 2022 год. «Суммарная стоимость контракта по каталожным ценам в части твердого заказа — $3,8 млрд», — отмечают в «Ростехнологиях». Самолеты предназначаются «Аэрофлоту».
Крупнейшая российская авиакомпания может пополнить свой парк и самолетами Ан-140 самарского авиационного завода «Авиакор». Гендиректор завода Алексей Гусев сообщил, что предприятие ведет с «Аэрофлотом» переговоры о поставке 25 таких самолетов.
Обширная деловая программа создала сложности рядовым посетителям авиасалона. В час, за пару часов до прилета премьера, организаторы начали перекрывать проходы и павильоны на территории выставки.
К трем часам перейти с одного ряда стендов на другой можно было, только обойдя все стенды с левой стороны — правая была оцеплена сотрудниками ОМОНа и ФСО.
«Я приехал на один день, но попал на мероприятие с закрытыми коробками», — негодовал один из посетителей авиасалона.
Летная программа была ограничена, как и в первый день. Тем не менее посетители смогли увидеть демонстрационные полеты военных и транспортных воздушных судов — в частности, полет совершили два Т-50, это был первый демонстрационный полет истребителя пятого поколения перед зрителями.