«Связной» может предложить инвесторам до 40% акций в ходе первичного размещения акций на Лондонской фондовой бирже, сообщил глава компании Денис Людковский. Стоимость всей компании оценивается в $1,8–2,6 млрд. По словам Людковского, «Связной» может провести IPO либо весной, либо осенью 2012 года, а банки-организаторы пока не выбраны.
На бирже будет продана не допэмиссия, а часть 88-процентного пакета, принадлежащего основному владельцу ритейлера Максиму Ноготкову.
Исходя из названных параметров, «Связной «рассчитывает получить от продажи акций $0,72–1 миллиард.
Впервые о планах проведения IPO сотовый ритейлер объявил еще в марте 2011 года, не сообщив оценки компании. Ноготков говорил, что готов расстаться с частью своих акций, сохранив за собой контроль. Бизнесмен сообщал, что намерен направить привлеченные деньги на развитие всех своих проектов — сети «Связной», проектов «Связной банк», «Связной маркет» и Pandora.
Оценка на IPO, скорее всего, будет ниже заявленной: чтобы заинтересовать инвесторов, она должна быть ближе к консервативной, считают эксперты. «Нижняя оценка в $1,8 млрд — это 10 EBITDA, оценка в $2,6 млрд — 14 EBITDA. «Евросеть» также выходила с нижней границей оценки компании, которая составляла 10 EBITDA», — напоминает аналитик «Открытия» Александр Венгранович.
Но IPO «Евросети» было неудачно: конкурент «Связного» весной отказался от запланированного на LSE размещения, сославшись на волатильность рынка. По словам источников, бизнес компании не был до конца понятен и прозрачен для инвесторов, а перспективы ее роста — туманны.
«Тогда у инвесторов возникали сомнения, так как из «Евросети» выходил основной акционер. В «Связном», скорее всего, будет похожая ситуация — большую долю продает Ноготков, а деньги пойдут на развитие банковского и ряда других проектов «Связного»»,
— прогнозирует Венгранович. Ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин считает адекватной оценку «Связного» в $1,6 млрд.
Тем не менее ряд экспертов считают, что у компании больше шансов на успешное размещение, чем у «Евросети». «Связной» работает в другом ценовом сегменте, у данной компании больше добавленная стоимость, значит, больше возможностей для рекламы и поддержки клиентов, — говорит руководитель интернет-магазина Philips в России Андрей Хромов. — Кроме того, «Евросеть» сменила владельцев относительно недавно, а «Связной» имеет давнюю стабильную структуру». Российский ритейл с перспективами розничного банка — «история интересная», добавляет управляющий директор «СТИНС КОМАН Корпорейшн» Иван Кабулаев. Впрочем, по его мнению, компании удастся продать не планируемые 40%, а 25–30% акций.
В любом случае результат будет зависеть от рыночных условий, а также финансовых показателей компании. Весна и осень — самое хорошее время для размещения, отмечает Венгранович, но для ритейлера невыгодно, если параллельно будет размещаться много компаний.
Если размещение будет весной, то оно будет проводиться по финансовым результатам 2011 года, если осенью — то по второму кварталу 2012 года.
За первые шесть месяцев текущего года «Связной» получил 29,3 млрд руб. выручки, что на 26% больше показателя аналогичного периода прошлого года, а валовая прибыль возросла на 39%, до 10,6 млрд руб., сообщила во вторник компания.
По итогам этого года выручка, по оценкам экспертов, может составить около 70 млрд рублей (в прошлом году — 55 млрд). В январе — июне этого года доля «Связного» на рынке составила 25%, сеть продала 3,9 млн телефонов. «Связной» управляет 2475 магазинами в 704 городах России.