Федеральная антимонопольная служба предлагает отобрать у регионов право на установку тарифов на пригородных пассажирских перевозках. Соответствующее сообщение было распространено ведомством 26 июля. ФАС предлагает передать эти полномочия Федеральной службе по тарифам, которой уже направила предложения. «ФАС обеспокоена ситуацией, связанной с отсутствием порядка установления тарифов и приводящей к установлению различных цен на проезд пассажира на одинаковое расстояние в зависимости от точки отправления пассажира», — объясняет ведомство свое предложение.
По данным ФАС, тариф на проезд пассажира в пригородном железнодорожном транспорте состоит на 80% из затрат РЖД и на 20% из затрат непосредственных перевозчиков — пригородных пассажирских компаний (ППК). С 1 января 2011 г. именно ППК, а не РЖД осуществляют перевозки пассажиров в регионах РФ, а также предлагают регионам свои тарифы. При этом власти формируют заказ на пригородные перевозки и устанавливают приемлемые для населения тарифы, возмещая из местного бюджета выпадающие доходы пригородных перевозчиков (разницы между тарифами и экономически обоснованной стоимостью проезда; ранее эти средства полностью возмещались субсидиями из федерального бюджета). В зависимости от убытков формируются цена проезда и объемы перевозок.
Аналитик МДМ-банка Михаил Зак отмечает, что для властей регионов новость является отрицательной: «тарифы на пассажирские перевозки являются социально ориентированным инструментом, который влияет на популярность местных властей у населения. Желание ФАС — это разумная мера для унификации тарифов по регионам: лучше управлять тарифами по всей России. Он добавляет, что в рамках предвыборного года «это удобная мера для федеральных властей для управления настроениями народа».