Российский разработчик антипиратского программного обеспечения Pirate Pay подписал соглашение с Ассоциацией теле- и кинопродюсеров России.
С сентября компания планирует запустить систему, защищающую легальный контент в торрент-сетях.
«Мы предоставляем набор технических средств, который в будущем позволит сделать нечто вроде билинга для торрент-сетей и предложить правообладателям возможность защитить их контент в сетях, поставив блок на его распространение, или продавать фильм в торрент-сетях», — рассказывает основатель стартапа Андрей Клименко. В отличие от других существующих моделей борьбы с веб-пиратством, предполагающих отслеживание, преследование и наказание распространителей контрафактного контента, решение от Pirate Pay ориентировано не столько на защиту контента в торрент-сетях, сколько на «создание удобного и безопасного способа получения контента в торрентах».
В начале марта Фонд посевного финансирования Microsoft, который был создан в рамках сотрудничества компании Microsoft с фондом «Сколково» и призван оказывать прямую финансовую поддержку российским стартапам в области программного обеспечения и интернет-услуг, вручил российскому разработчику грант в размере $100 тысяч.
Pirate Pay, по мнению награждавших, разработала «уникальное в решение по борьбе с распространением нелицензионного контента в интернете».
Сайты торрент-трекеров продолжают набирать популярность. По данным американской ассоциации кинопродюсеров, каждый день в мире скачивается немногим меньше миллиона пиратских копий фильмов. По количеству посетителей сети BitTorrent обогоняют сайты AOL, Apple и сервис обмена видеофайлами Dailymotion.
Piratу Pay, рассказывает Клименко, предлагает альтернативную бизнес-модель. «Мы собираемся вступать в диалог со всеми владельцами трекеров, предлагая фактически совместно распространять легальный контент», — добавляет он. При этом, с одной стороны, у компании будет «кнут» в виде возможности блокирования того или иного контента, с другой – «пряник» в виде процента, который владельцы трекеров получат, если будут распространять фильмы на условиях компании. «Это будет серьёзный мотив для того, чтобы с нами сотрудничать», — уверен Клименко.
Файлообменные сети на данный момент являются максимально открытыми. Каждый участник сети — пир (peer) — равноправен, все обмениваются друг с другом фрагментами фильма, музыкального файла или программы. «Мы создаем рой таких пиров, которые, контача с другими, реальными, пирами посылают им специальные пакеты служебной информации. Это делается для достижения следующей цели: сделать так, чтобы реальный пир отсоединился от как можно большего числа реальных пиров и присоединился к как можно большему числу наших пиров, которые не будут отдавать контент».
Фальшивые участники сети как бы будут объяснять другим её участникам, что у них содержатся нужные фрагменты фильмов. А когда скачивающие будут приходить за этими кусочками, они ничего не получат. При этом Pirate Pay будет делать так, чтобы пользователи торрент-сети не получали информацию об IP-адресах других пользователей и не смогли бы с ними соединяться для обмена контентом.
«Сети будут наполнены нашими служебными сообщениями, ставящими, таким образом, ворота к любому контенту, ключи от которых мы будем использовать для блага наших клиентов. Эту технологию мы демонстрировали специалистам из Microsoft во время конкурсного отбора», — объясняет Клименко.
Для клиента работа с системой будет выглядеть просто, обещают в компании. «Это две кнопки — красная и зелёная. Красная позволит защитить контент, зелёная – его монетизировать», — поясняет Клименко. Во втором случае правообладатель сможет выбрать, например, из всех копий фильма, которые на данный момент распространяются в сети, те копии, которые он готов продавать, и установить за них цену. Или самому залить в торрент-сеть копию высшего качества. Остальные копии в сети «перестанут раздаваться». Для пользователя внешне почти ничего не изменится. Когда он захочет скачать нужный защищенный фильм, он увидит кнопочку «оплатить». Будет множество вариантов проплаты скачивания. Если он не заплатит, он не сможет скачать фильм. В компании не исключают возможность оплаты просмотром рекламных видеороликов, а также переходами по ссылкам.
Для работы системы не нужно согласие хозяев торрент-сайтов. Механизм использует возможности самого быстрого и независящего от трекеров протокола DHT (Distributed Hash Table), «распределенного трекера». Этот распределенный трекер автоматически доступен подавляющему большинству пользователей и помогает распространению файлов не только открытых трекерах, типа Pirate Bay, но и на «закрытых ресурсах», включая RuTracker. Pirate Pay взаимодействует со всеми пирами, подключенными к DHT.
«Небольших закрытых трекеров, в которых полностью отключена DHT, мы пока касаться не будем. Такие изолированные площадки, как мы замечаем, теряют пользователей, так как контент, размещенный на них, менее доступен для пользователя: меньше число пиров, ниже скорость закачки.», — объясняет Клименко.
Технический директор группы компаний Hosting Community Павел Васильев считает, что реализация идеи может решить проблему с распространением нелегального контента в сети и при этом будет вполне коммерчески успешной. «Шансы на победу есть», — заявляет он, отмечая, что за этой победой последует отток пользователей в небольшие сети, на которые изначально не планируется обращать внимание. «В этом случае видимый отток клиентов, обусловленный низкой скоростью раздачи, будет компенсирован новым притоком пользователей, которые и дальше будут отказываться от оплаты, даже несмотря на низкую скорость скачивания», — считает он.
Управляющий продажами в корпоративном секторе G Data Software в России и СНГ Алексей Демин уверен, что проблему пиратства невозможно решить техническими средствами. Как только правообладатель той самой «красной кнопкой» заблокирует раздачу пиратского файла, пользователи торрент-сети тут же создадут новый, уверен он.
Принцип работы Pirate Pay заключается в противостоянии технологий, отмечает генеральный директор Group-IB Илья Сачков. «Практика показывает, что такая «гонка вооружений» не приводит к положительным результатам. Злоумышленники всегда в технологическом отношении оказываются на шаг впереди», — добавляет он. По его мнению, идентификация и преследование в рамках правового поля таких преступников будет являться более эффективной мерой, чем борьба с контентом в торрент-сетях. «Только неотвратимость наказания и страх перед законом является единственным способом противодействия компьютерным преступникам всех мастей, в том числе и пиратам», — заключает он.
Pirate Pay ведёт переговоры с инвесторами, желающими сотрудничать со стартапом, говорит Клименко, не исключая «развития собственными силами». «С осени мы планируем сами начать продажи, для этого постоянно ведем договоренности с компаниями, владеющими правами на контент. В частности, уже подписано предварительное соглашение с Ассоциацией теле и кинопродюсеров, объединяющих множество наших потенциальных клиентов. Ведутся переговоры с несколькими западными студиями, которые хотят попробовать продукт», — рассказывает Клименко.
Александр Галицкий, управляющий партнёр Almaz Capital Partners, одной из компаний, входящих в жюри, выдавшее грант Pirat Pay, рассказывает, что непосредственных планов инвестировать в этот проект в ближайшее время в Almaz Capital нет, но «они стоят в листе ожидания как компания, на которую нужно серьёзно посмотреть». «Мы постоянно ревизируем те проекты, которым выделялись гранты». Ревизия Pirate Pay намечается на одной из следующих недель.