Госкорпорация ВЭБ может приобрести 80% акций угольного концерна «Распадская», сообщили «Интерфаксу» осведомленные источники. По словам одного из них, цена покупки может составить $8,5 за акцию. Таким образом, исходя из размера уставного капитала, 80% оценены в $5,3 млрд.
Продавцом выступает офшор Corber Enterprises, который принадлежит топ-менеджерам «Распадской» и группе «Евраз» (крупнейший акционер — предприниматель Роман Абрамович).
По словам источника, ВЭБ выступает покупателем, поскольку больше претендентов на пакеты «Евраза» и менеджмента «Распадской» (им принадлежит по 40% соответственно) не нашлось. «Если бы они были, «Евраз» справился бы и без помощи Внешэкономбанка», — сказал он.
Структуры «Евраза» пытались продать компанию с марта этого года. Одним из основных претендентов на 80% «Распадской» называлась группа «Мечел», которая была готова заплатить за пакет всего около $2 млрд.
Затем появилась информация, что в число претендентов вошла «Северсталь», которая вела переговоры о привлечении синдицированного кредита на $5 млрд, однако сделкой дело так и не завершилось. Также к компании проявляли интерес НЛМК Владимира Лисина и структуры Геннадия Тимченко, совладельца трейдинговой группы Gunvor.
Все крупные сделки должен утверждать набсовет ВЭБа, председателем которого является премьер-министр Владимир Путин. Ближайший набсовет состоится 13 июля. Представители «Распадской», «Евраза» и ВЭБа от комментариев отказались.
Экспертов приобретение ВЭБа удивляет.
«Это на 30% выше рынка, фактически докризисная цена компании, — говорит Кирилл Чуйко из UBS. — Странно и то, что пакет приобретает ВЭБ, для которого этот актив явно непрофильный. Зато владельцы — акционеры «Евраза» и менеджмент — выиграют на ней примерно по $700 млн каждый (по отношению к рыночной цене пакета)», — говорит аналитик.
Неделю назад совет директоров «Распадской» принял решение выплатить щедрые дивиденды за I полугодие (3,9 млрд рублей) — почти всю чистую прибыль, что, по оценке аналитиков, свидетельствовало о скорой продаже пакета акций основных акционеров.
Такая сделка похожа на помощь государства лояльным бизнесменам, констатирует Марат Габитов из Unicredit Securities.
В рамках общей программы приватизации госкорпорация, напротив, консолидирует активы, в том числе в металлургии, добавляет Габитов: банк приобрел 100% группы «Амурметалл» и профинансировал покупку украинской корпорации «Индустриальный союз Донбасса».
ВЭБ, несмотря на стабилизацию ситуации в экономике, до сих пор держит непрофильные активы. Впоследствии «Распадская» может быть перепродана, если на нее найдется подходящий покупатель, полагает Игорь Лебединец из «ВТБ Капитала». Но руководство ВЭБа не раз заявляло, что не будет реализовывать активы по цене, не обеспечивающей дохода.
Перепродать актив по той же, а тем более большей цене, будет сложно, уверен Чуйко: шахта сильно пострадала от аварии в мае 2010 года, когда погиб 91 человек.
Впрочем, «Распадская» может достаться новому собственнику, например структурам бизнесмена Геннадия Тимченко, по льготной цене, не исключает один их экспертов отрасли, пожелавший сохранить анонимность. Представитель Тимченко в России во вторник вечером не ответил на звонок на мобильный телефон.
На новостях о сделке акции «Распадской» подскочили на 9% (со 172 до 190 рублей за акцию).