В полночь 29 июня поставки электроэнергии от «Интер РАО ЕЭС» в Белоруссию будут прекращены. «На 8.30 часов необходимый платеж не поступил, заявка в «Системный оператор» на прекращение поставок в Белоруссию с ноля часов 29 июня подана», — сообщил «Газете.Ru» представитель российской компании Антон Назаров. «Белэнерго» остается должно 600 млн рублей за поставки электроэнергии в апреле.
Первоначальная сумма долга за март-апрель составляла 1,5 млрд рублей. Чтобы добиться поступления денег, 9 июня «Интер РАО ЕЭС» сократило поставки в республику с 400–500 МВт до 200-300 МВт. Тогда же российская сторона впервые предупредила, что полностью прекратит поставки, если долг не будет выплачен до 19 июня. «У Белоруссии есть 10 дней на выплату долга», – завил тогда представитель «Интер РАО ЕЭС».
Решительная мера подействовала. «Поступили денежные средства порядка 600 миллионов рублей, то есть была погашена задолженность за март. Осталось 600 миллионов рублей за апрель, и подходит задолженность на май», – сообщал в кулуарах петербургского экономического форума глава «Инетр РАО» Борис Ковальчук. С 13 июня «Интер РАО» восстановил первоначальные объемы поставок. По итогам переговоров был подписан график платежей, согласно которому
белорусская сторона обязалась полностью погасить задолженность за российскую электроэнергию до 5 июля тремя траншами.
Но второй транш в указанный срок – 20 июня — так и не поступил. Белорусская сторона объясняла это проблемами с покупкой валюты: в республике уже несколько месяцев не возможно купить ее на бирже. Представители «Белэнерго» готовы расплатиться с «Интер РАО» белорусскими рублями.
Отключение было назначено на 22 июня. Но затем дату перенесли на 27 июня, понедельник, а потом на вторник.
Белорусская сторона заявляла, что в случае отключения российских поставок способна перейти на самообеспечение.
В Белоруссии российская электроэнергия обеспечивает примерно 10-12% потребления.
«Технологически не проблема нарастить загрузку собственных мощностей, но возможно некоторое ограничение энергопотребления», – говорит аналитик ИФ «Олма» Роман Габбасов. Проблема в том, что
для увеличения выработки собственной электроэнергии, Минску потребуется сжигать российский газ.
Для его покупки также нужна валюта — цена российского газа для Белоруссии во втором квартале 2011 года увеличилась с $223 до $244,7 за тысячу кубометров. Белоруссия может заменить российское электричество энергией с собственных угольных станций, отмечал российский министр энергетики Сергей Шматко, но это электричество будет дороже. «Многие говорят, что справятся, это обычная позиция в переговорах, – отмечает заместитель гендиректора Центра политтехнологий Алексей Макаркин. – Но у белорусов не такая ситуация, чтобы быть оптимистами в этом отношении».
Для российской компании потеря белорусского рынка незначительна. «В масштабах «Интер РАО» это объемы небольшие, это считанные проценты от объема реализации»,
– уточняет Габбасов.
С политической точки зрения Россия тоже ничего не теряет. «Оплата девальвированной валютой – большая проблема. Другой вопрос, что есть страны, с которыми у нас хорошие отношения. И если бы такие были с Белоруссией, то Лукашенко бы это отсрочили, простили, провели бы реструктуризацию. Но что бы мы получили взамен? Несколько мешков девальвированных зайчиков, или столько рублей, сколько Белоруссия смогла бы набрать, плюс Лукашенко, который продолжает вести себя точно так же, как до этого. Мы субсидировали бы другую страну без каких-либо шансов на нее повлиять», – рассуждает Макаркин.