«Аэрофлот» намерен ужесточить условия дальнейшего сотрудничества с Airbus и диверсифицировать парк воздушных судов, заявил информагентствам источник в авиакомпании в кулуарах ParisAirShow 2011 в Ле Бурже.
Airbus пытается в одностороннем порядке пересмотреть эксплуатационные цены на поставляемые «Аэрофлоту» самолеты, рассказывает источник. «Примером отношения авиакомпании по отношению к «Аэрофлоту» является односторонний отказ Airbus от поставок двух самолетов А-330 и повышение цен. Airbus не согласовал с «Аэрофлотом» максимальные ограничения по увеличению роста стоимости воздушных судов. Это необходимо было согласовать с нами», - уверен он.
В «Аэрофлоте» высказывание источника обставили без комментариев.
«Мы не рвем отношения с Airbus и не ищем альтернативы и замены этой компании – но мы хотим, чтобы компания вела себя клиентоориентировано», — уверяет другой источник, близкий к «Аэрофлоту».
PR-менеджер Airbus в России Мария Шляхтова сообщила, что корпорация «выражает сожаление по поводу чувств спикера авиакомпании. Этот вопрос должен быть разрешен в индивидуальном порядке между нами и Аэрофлотом».
У «Аэрофлота» существует заказ на десять самолетов A-330 и 22 самолета A-350, говорит она.
Первые поставки A-350 по прямым заказам (заказ на 10 самолетов A-350 находится в лизинге) должны начаться в течение недели.
От дальнейших комментариев в Airbus отказались.
«Отказываться от самолетов не будем, но объем дальнейшего сотрудничества с Airbus собираемся пересматривать», — парирует источник в авиакомпании.
В парке «Аэрофлота» насчитывается 74 самолета производства Airbus – 10 A330, 16 A321, 33 A320 и 15 A319. И 11 лайнеров Boeing-767. Всего у авиакомпании 119 лайнеров.
Руководитель аналитической службы агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев напоминает, что авиакомпания жестко критикует поставщиков, когда не выполняются условия контракта. «Так было и с Гражданскими самолетами Сухого, с которыми у авиакомпании договор на поставку Sukhoi Superjet-100, и с Boeing», — вспоминает специалист.
Ранее менеджмент авиакомпании разрабатывал предложение в правительство по введению штрафных санкций в отношении разработчика SSJ-100, который задерживал поставки самолета с декабря 2009 года. Портфель заказов «Аэрофлота» на данный тип самолета насчитывает 30 лайнеров.
Аналогичное предложение разрабатывалось и по Boeing — поставки 22 самолетов Boeing-787 Dreamliner в адрес «Аэрофлота» должны были начаться в 2014 году, но реально поступить в парк авиакомпании самолеты смогут лишь в 2016 году.
«Но «Аэрофлот» не отказывается от сотрудничества с ними. Держать партнеров в тонусе стало характерным приемом авиакомпании», — уверен Пантелеев.
Все авиапроизводители сталкиваются со сдвигом сроков программ, ростом издержек, добавляет он. «Это общая тенденция рынка, он является дефицитным, и логично, что Airbus поднимает цены», — согласен ним аналитик «Метрополя» Андрей Рожков: «Финансовый кризис до сих пор отражается на деятельности компаний». «Кроме того, конструкция самолетов усложняется, а их каталожная стоимость увеличивается», — говорит Пантелеев.
«Boeing в свою очередь стал активнее сотрудничать с «Аэрофлотом», предоставляя ему беспрецедентные скидки на свои самолеты, — рассказывает аналитик «Тройки-Диалог» Михаил Ганелин. — Нет ничего удивительного, что авиакомпания хочет увидеть уступки и со стороны Airbus».
В начале марта «Аэрофлот» заключил договор с Boeing на поставку восьми самолетов типа 777. Каталожная стоимость одного лайнера составляет от $232-284 млн долларов (в каталожных ценах сумма контракта составляет более 2,1 млрд долларов), однако авиастроительный концерн сделал авиакомпании скидку в 20%— российская компания заплатила за суда около $1,6 млрд.
21 июня в рамках парижского авиашоу был подписан контракт еще на восемь аналогичных судов вместимостью 385 кресел — его каталожная стоимость составила $2,3 млрд. Источник в отрасли снова говорит о «существенной скидке» для авиакомпании.
«Сделка с Boeing на поставку восьми самолетов типа 777, который сопоставим с размерами A-350 и может служить сигналом для европейского концерна, говорить об отказе от контракта на A-350 не стоит», — уверен Ганелин.