Запрет на импорт овощей из Европы стал основной темой саммита Россия — ЕС в Нижнем Новгороде. Президент России заявил, что страна «готова возобновить поставки» европейских овощей на российский рынок под гарантии профильных ведомств Евросоюза. Европейская комиссия обещает в ближайшее время внедрить систему сертификации овощей, заверил в ответ председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу. Подробности сертификационных документов, добавил Баррозу, будут в кратчайшие сроки согласованы.
«Сертификат будет подтверждать безопасность продукции, поставляемой на российский рынок», — уверил собравшихся Медведев.
«Позиции значительно сблизились, и Еврокомиссия предложила такой вариант работы, что не на национальном уровне, а на уровне комиссии нам будут даваться гарантии по отдельным странам и по отдельным видам продуктов, и после получения этих гарантий с подтвержденными лабораторными тестами на конкретные виды продукции мы возобновим поставку», — рассказывает глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко. Пресс-секретарь президента Наталья Тимакова призвала журналистов «не бояться овощей».
Запрет на поставки овощей из Евросоюза Роспотребнадзор ввел 2 июня. Официальной причиной эмбарго стала вспышка кишечной инфекции, вызванной бактерией Escherichia coli в ряде европейских стран. В Германии заболели больше 1000 человек. В Европе зафиксировано более 20 смертей. Санитарные службы ЕС считали, что источником инфекции являются томаты, огурцы и салат. Но в пятницу директор немецкого Института микробиологии им. Роберта Коха Рейнхард Бюргер выступил с заявлением, что инфекция в Германии распространяется через побеги бобовых культур. «Люди, которые употребили побеги в пищу, стали жаловаться на недомогание», — рассказал он. По его словам, немецкие огурцы, помидоры и салат не таят опасности для здоровья. Несмотря на это, голландское управление по контролю над качеством пищевых продуктов запретило продавать листовую свеклу одного из местных производителей после того, как в ее ботве была выявлена разновидность бактерии Escherichia coli.
В Евросоюзе сразу назвали российское эмбарго «непропорциональным» возникшей проблеме и отметили, что оно может осложнить вступление России во Всемирную торговую организацию.
«За этот период российские покупатели много не потеряли, больше потеряла Европа», — подтверждает директор координационно-аналитического центра Агропромышленного союза России Андрей Славутин.
Объем рынка свежих овощей в России в натуральном выражении составляет около 85 млн тонн, подсчитали в агентстве Fruitnews. В 2010 году импорт овощей в Россию по сравнению с 2009 годом вырос на 37%, объем закупок составил $2,28 млрд.
На томаты приходится 40% импортируемых овощей, за лидерами лук, чеснок и картофель. Крупнейшие экспортеры помидоров в Россию — Турция и Китай, картофеля — Китай, Нидерланды и Германия.
Михаил Мищенко, главный редактор агентства Fruitnews, говорит, что второй по объему поставщик овощей в Россию — это Нидерланды.
«Страна фактически представляет на рынке овощей всю Европу, так как морские поставки осуществляются через порт Роттердама», — пояснил он, добавив, что в стоимостном выражении объем импорта из Нидерландов составил около $281 млн. Номенклатура закупок широка, замечает эксперт: импортируются почти все овощи.
«Собственными овощами Россия обеспечена на 87%, поэтому цены не подскочили», — утверждает Славутин.
Но, когда объявили о запрете, поставщики попытались повысить цены, рассказывает Мария Курносова из «Ашана».
«Если запрет отменят в ближайшее время, — говорит глава Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Лев Хасис, — можно будет сказать, что и на розничный рынок запрет не оказал серьёзного влияния. Но крупные розничные компании в связи с запретом возвращали запрещенную продукцию поставщикам». «У нас были потери из-за списания овощей, — спорит Курносова. — 2 июня мы сняли с реализации часть овощей, импортируемых из Европы. В частности, испанские помидоры, цукини из Бельгии и Голландии, корень имбиря, брокколи». Точную сумму ущерба в «Ашане» не разглашают.
«Снятие запрета можно только приветствовать. Стоит ли запрещать автомобильный транспорт в России потому, что в стране каждый день несколько сотен человек погибает в авариях», — говорит Хасис.