На следующей неделе Федаральная антимонпольная служба возбудит дела против Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПБ МТСБ) и Межрегиональной биржи нефтегазового комплекса (МБНК), сообщил в пятницу замруководителя ведомства Андрей Кашеваров.
Торги на биржах проходят с нарушениями, в частности — сделки заключаются до того, как подаются заявки, пояснил он. Есть задержки прохождения отдельных заявок, а также периодическое заключение сделок по несовпадающим данным.
Распространены случаи, когда продавец продает товар дешевле, чем предлагает покупатель. «Это адресные сделки по заниженным ценам», — указывает Кашеваров.
Количество адресных сделок на биржах превышает 50%, уточнил другой замглавы ФАС Анатолий Голомолзин. Некоторые данные, полученные в результате проверок бирж, будут использованы в рамках так называемой «Третьей волны» антимонопольных дел против нефтяных компаний, пообещал чиновник.
«О претензиях ФАС мы узнали из СМИ, — недоумевает вице-президент СПБ МТСБ Тимур Хакимов. — Никаких официальных документов нам никто не присылал, поэтому комментировать пока нечего». На протяжении нескольких месяцев биржа предоставляла все документы по требованию службы, рассказывает он: «Сотрудники ФАС имели возможность присутствовать у нас на торгах, смотреть как работает система. Мы были открыты и доступны все 24 часа. Непонятно, почему федеральное ведомство, не дав нам ознакомиться с претензиями, делает такие заявления в прессу». Представитель МБНК в пятницу вечером был недоступен для комментариев.
«Под «адресными сделками» ФАС явно подразумевает некий сговор, — говорит источник «Газеты.Ru» в биржевых кругах. — Но адресные сделки — это всего лишь один из инструментов биржевой торговли, они разрешены законом». Если цена продажи ниже рыночной, эти сделки не участвуют в ценообразовании. Но это означает, что индексы формируются на основе завышенных цен.
Изначально именно ФАС настаивала на биржевых торгах нефтепродуктами — таким образом, по расчетам антимонопольного ведомства, должна была сформироваться цена, которая в дальнейшем стала бы индикатором справедливых цен.
Но в конце 2010- начале 2011 года сложилась ситуация, когда биржевые цены превысили отпускные цены на нефтеперерабатывающих заводах. В частности, в декабре цена тонны дизельного топлива на СПБ МТСБ поднималась до 30 тыс рублей. На заводах ЛУКойла тонна того же топлива стоила в тот момент примерно на 2 тысячи рублей дешевле. ЛУКойл объяснял это дефицитом так называемого «зимнего дизеля», образовавшимся из-за того, что в преддверии введения более высоких акцизов многие игроки начали придерживать или даже скупать этот продукт.
Но ФАС уже тогда начала подозревать нарушения в биржевой торговле и возможный сговор компаний с биржевой администрацией. «Это не столько какие-то умышленные нарушения или сговор, — комментирует исполнительный директор ИАЦ «Кортес» Павел Строков. — Как и в начале года, сейчас мы, скорее, видим несовершенство системы и процесса биржевых торгов. Это чисто технические недоработки».