Компания DME, управляющая московским аэропортом Домодедово, отказалась от первичного размещения акций на Лондонской фондовой бирже. «Ситуация с IPO непонятна. Возможно, его вовсе не будет», — сказал «Газете.Ru» источник, близкий к организаторам размещения. Позднее компания подтвердила отказ от IPO.
«Руководство Домодедово и его акционеры считают, что в текущих рыночных условиях акции не могут быть оценены на том уровне, который отражает реальную стоимость компании», — говорится в официальном сообщении Домодедово.
Заявка на первичное размещение акций DME Airport Ltd. в Лондоне была подана 18 мая 2011 года. В материалах компании было указано, что к продаже предлагались бумаги существующих акционеров, допэмиссия не предполагалась.
Компания рассчитывала привлечь «международных институциональных инвесторов».
В материалах офшора, опубликованных на сайте Лондонской фондовой биржи, были указаны финансовые показатели Домодедово. Выручка за 2010 год составила 29,676 млрд рублей. Показатель EBITDA с учетом колебаний валютных курсов составил 12,735 млрд рублей. В 2009 году доходы компании составляли 24,398 млрд рублей и EBITDA — 7,866 млрд рублей.
Исходя из этих показателей, банки — организаторы IPO оценивали компанию, управляющую московским аэропортом, на уровне $3,5—7,5 млрд — такую оценку предложил Goldman Sachs. Нижняя граница оценки JP Morgan — $4,6 млрд, верхняя на 15% выше — $5,2 млрд. Такой диапазон предполагает стоимость компании на уровне 9—10 прогнозной EBITDA за 2011 год.
Размещение планировалось завершить до конца июня.
Аналитики сразу говорили о возможном дисконте в рамках IPO на уровне 20—30%, связывая его с длительным конфликтом между Домодедово и государством. Чиновники неоднократно выражали недовольство непрозрачной структурой собственности компании.
Конфликт между чиновниками и Домодедово длился с 2004 года по 2008 год — Росимущество сомневалось в законности договора аренды аэродромного комплекса. Претензии появились снова после транспортного коллапса в Московском авиаузле (декабрь 2010 года) и теракта в зоне таможенного досмотра в Домодедово (январь 2011 года). Тогда президент России Дмитрий Медведев потребовал установить собственников комплекса.
Счетная палата России назвала владельцем московского аэропорта Домодедово подконтрольную «Ист Лайн» компанию Hacienda Investments Limited.
Но в сообщении на сайте Лондонской фондовой биржи указано, что председатель совета директоров Домодедово Дмитрий Каменщик «выступает единственным и конечным бенефициаром 100% акций компании».
Участники рынка связывали конфликт с планами чиновников по включению Домодедово в объединенный хаб, создаваемый государством на базе московских аэропортов. Но в итоге оценка Домодедово оказалась слишком высока, и в интегрированную структуру вошли только Внуково и Шереметьево.
Несмотря на обострение ситуации, Минтранс 25 мая признал целесообразным строительство новой взлетно-посадочной полосы в аэропорту Домодедово.
«Новая полоса будет построена взамен существующей ВПП-2, подлежащей выводу из эксплуатации в 2015 году в связи с последующей реконструкцией», — говорится в официальном сообщении Домодедово. По оценкам Минтранса, полоса даст возможность обеспечить планируемую пропускную способность аэропорта Домодедово (порядка 50 млн пасс. в год), а также Московского авиационного узла в целом (110 млн пасс. в год).
Домодедово отложило размещение из-за низкой цены, уверены аналитики. «То, что предложил рынок, компанию не устроило. Инвесторы закладывают слишком большой дисконт из-за политических рисков», — считает аналитик «Атона» Никита Масленников.
Но, по его мнению, опасности недружественного поглощения государством сейчас нет. «Это негативно повлияет на инвестиционный климат. Возможный эффект от присоединения Домодедово к объединенным Внуково и Шереметьево не компенсирует репутационные потери», — отмечает Масленников.
По оценкам аналитика «Открытия» Игоря Краевского, Домодедово было бы интересно инвесторам по цене до 30% дешевле объявленной оценки. «Была очень высокая цена размещения. На уровне крупнейших международных аэропортов, в Пекине, например. Для IPO это слишком», — пояснил Краевский.
Краевский говорит, что IPO для Домодедово может заменить частное размещение. «Стратегический инвестор в классическом понимании Домодедово не нужен. Действующий менеджмент сумел поднять уровень аэропорта, но для дальнейшего развития нужны деньги. Это может быть портфельный инвестор», — отмечает аналитик.
По словам Краевского, если в капитал Домодедово войдет российская компания, то, вероятнее всего, у нового акционера будет «более политический интерес, чем экономический». «Таким образом Домодедово сможет снизить риски развития конфликта с государством», — пояснил Краевский. По неофициальной информации, интерес к активам Домодедово проявляли структуры бывшего советника президента Игоря Юсуфова.
Но Домодедово надо успеть продать акции как можно быстрее, считает аналитик «Кит финанса» Дмитрий Шагардин. «В 2012 году президентские выборы. Планы по объединению аэропортов Внуково и Шереметьево могут спровоцировать желание подешевле выкупить Домодедово», — говорит аналитик.
«Нельзя исключить, что оценка при подобном объединении будет несправедливой для частных акционеров, особенно учитывая историю создания актива», — предупреждает аналитик «ВТБ Капитала» Елена Сахнова.