Из-за извержения вулкана Гримсвотн в Исландии воздушное пространство Европы частично закрыто. Облако пепла затронуло Великобританию, Ирландию и направилось в сторону Германии, уже затянув северную часть страны. В зону риска также попали часть Дании и Скандинавии. Облака дыма и пепла также затронули Финляндию и Эстонию.
Для отправки и принятия самолетов в среду закрыты аэропорты Ирландии и Шотландии. Закрываются аэропорты северной части Германии. По сообщению центра безопасности полетов DFS, аэропорты Бремена и Гамбурга будут закрыты с 5 и 6 утра, аэропорты Берлина — после полудня.
Российские авиакомпании уже меняют расписание. 25 мая авиакомпания «Аэрофлот» уже отменила один рейс в Германию. Представитель «Аэрофлота» рассказал, что авиакомпания «в онлайн-режиме» следит за ситуацией на воздушном пространстве.
«Мы уже отменили один в рейс в Гамбург, под вопросом находятся рейсы в Ганновер и Берлин», — рассказывает он.
Представитель «Трансаэро» Сергей Быхал сообщает, что «пока все рейсы осуществляются по всем заявленным направлениям и по расписанию».
«Но рейсы Москва — Нью-Йорк и Москва — Торонто осуществляются по более южному маршруту, что удлиняет время полета на 30 минут», — добавил он.
Представитель авиакомпании S7 Ирина Колесникова также говорит о «пристальном внимании к ситуации», но «пока отмен нет — все рейсы летят по расписанию». По ее словам, на среду запланированы рейсы во Франкфурт и Мюнхен, «в Берлин на сегодня рейсов нет».
Росавиация не направляла в российские авиакомпании рекомендаций по прекращению полетов в аэропорты Европы.
«Вместе с тем Лондонский центр по наблюдению за вулканической активностью выпустил карты, моделирующие распространение вулканического пепла на различных эшелонах полётов. В соответствии с полученной информацией Исландия, Дания, Швеция, Польша, Германия, Норвегия и Финляндия опубликовали предупредительную аэронавигационную информацию, для того чтобы экипажи воздушных судов были более внимательны и избегали возможных опасных зон с высокой концентрацией пепла. Ряд экипажей воздушных судов выполняют эти рекомендации и в полете изменяют маршруты», — отмечают в ведомстве.
Извержение вулкана в Исландии началось 21 мая, когда Гримсвотн выбросил столб дыма и пепла высотой 11—15 километров. На следующий день столб достиг отметки в 20 километров. В радиусе 200 километров от вулкана была объявлена бесполетная зона.
По сообщению представителя Еurocontrol (организация координирует управление воздушным движением Европы), в целях безопасности 24 мая европейские авиакомпании, среди которых British Airways, Air France — KLM Group и United Continental Holdings Inc., вынуждены были отменить 500 рейсов.
Ежедневно авиаперевозчики Европы осуществляют около 29 тыс. полетов.
Утром 25 мая метеорологи Исландии сообщили о постепенном затухании Гримсвотна. Представитель метеорологического бюро в Исландии отметила, что это «непродолжительное извержение» и к концу вторника активность вулкана «заметно снизилась» (высота столба дыма — 5 километров), добавив, что «рано говорить об окончательном затухании».
По данным лондонского Центра по наблюдению за активностью вулканов, зона концентрации пепла представляет угрозу для полетов восточнее центра Шотландии через Северное море.
Высокая концентрация пепла наблюдается к северу от основных маршрутов, соединяющих Европу и Северную Америку.
«Согласно прогнозу, над территорией Европы облака с высоким содержанием пепла исчезнут полностью. Останутся только облака с незначительным содержанием пепла, которые не окажут никакого влияния на авиационное сообщение», — считает руководитель компании по обслуживанию полетов Finavian Райне Луойуксен.
Весной прошлого года извержение другого исландского вулкана, Эйяфьядлаёкюдль, перекрыло воздушное сообщение Европы на шесть дней. По данным Международной ассоциации воздушного транспорта, последствием стала отмена 100 тыс. рейсов, ущерб авиакомпаний составил $1,7 млрд.
Руководитель аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев отмечает, что за год никаких изменений в авиационной отрасли для предупреждения таких ситуаций сделано не было — «ни в организации управления, ни в модернизации самолетов».
«Основная мера, подразумевающая улучшение функционирования воздушного пространства, должна быть направлена на тщательное и точное определение концентрации вулканического пепла, чтобы закрывать не все пространство сразу, а управлять воздушным движением. Это улучшит ситуацию с перелетами и не допустит глобального коллапса», — считает он.