Роскомнадзор вновь разрешил телекоммуникационному оператору «Скартел» (бренд Yota) использовать отозванные в 2010 году радиочастоты. «Роскомнадзор в рамках выполнения мирового соглашения с ООО «Скартел» рассмотрел поданные повторно заявки на присвоение радиочастот и оформил оператору по этим заявкам разрешения на использование радиочастот», — сказал помощник руководителя Роскомнадзора Михаил Воробьев. В «Скартеле» не комментируют решение Роскомнадзора.
Частоты, неоднократно заявляли в компании, позволят «Скартелу» построить сеть LTE в 170 городах России, в том числе и в Москве. Эти частоты пригодны для строительства как сетей WiMAX, так и сетей широкополосного беспроводного доступа по технологии LTE, которые в «Скартеле» считают более перспективными.
Возвращение частот, считает руководитель департамента беспроводных технологий J'son & Partners Consulting Виталий Солонин, «может оздоровить рынок широкополосного доступа в интернет в городах с населением выше 100 тыс. жителей.
«Дополнительные частоты нужны для построения полноценных высоконагруженных сетей LTE, на базе которых предоставлять услуги смогут сразу несколько компаний. Последние будут фактически выступать в качестве виртуальных операторов (MVNO)», — рассказывает эксперт.
Впервые «Скартел» получил право на использование полос частот шириной от 10 до 30 МГц в диапазоне 2,5–2,7 ГГц в январе — мае прошлого года. В июле Роскомнадзор отозвал эти решения. Минкомсвязи тогда сообщило «Газете.Ru», что «Скартелу» частоты были выделены с нарушением закона «О связи». 30 июля компания получила письмо, извещавшее о том, что предыдущие решения Роскомнадзора признаются недействительными, поскольку частоты были признаны Минкомсвязи «стратегическим ресурсом». Высвобожденные частоты были возвращены государству. В конце августа прошлого года «Скартел» опротестовал решения Роскомнадзора, но суд отказался признать решение регулятора недействительным.
Конкретная причина, по которой у «Скартела» отобрали частоты, указывает руководитель юридического департамента АКГ «МЭФ-Аудит» Иван Чемичев, не названа даже в решении арбитражного суда. Имеется ссылка только на то, решения о присвоении частот приняты с нарушением законодательства. По мнению юриста, речь могла идти о «внутренних нарушениях в деятельности Роскомнадзора».
На «стратегические» частоты в разное время претендовали операторы «большой тройки» МТС, «Вымпелком» и «Мегафон», Yota, «Ростелеком», «дочка» РЖД «Транстелеком», «Русьэнерготелеком» Григория Березкина и «Основа телеком», подконтрольная «Воентелекому» (Минобороны) и «Айкоминвесту» Виталия Юсуфова.
То, что дополнительный частотный ресурс достанется «Скартелу», считает Солонин, стало очевидно 3 марта 2011 года, когда в присутствии премьер-министра России Владимира Путина было подписано соглашение между Yota, операторами «большой тройки» и «Ростелекомом».
В договоре говорилось о создании совместного предприятия на базе «Скартел». Он предусматривает совместное использование сетей 4G-связи Yota, а также право на выкуп каждой компанией 20% «Скартел» с конца 2014 года. Еще 20% оператора останется у «Ростехнологий». В свою очередь, руководство «Скартел» обещало ввести в коммерческую эксплуатацию сеть связи 4G LTE уже в 2011 году и в течение четырех лет инвестировать в сеть $2 млрд.
Уже в начале апреля 2011 года очередное судебное разбирательство компании с Роскомнадзором закончилось мировым соглашением, по которому «Скартел» получил право пройти процедуру частотных присвоений повторно.
«Необходимость отъема частот отпала после того, как «Скартел» пошел на уступки и договорился с четверкой», — считает партнер юридической фирмы Lidings Андрей Зеленин.
По мнению управляющего партнера группы «Содействие бизнес-проектам» Киры Гин-Барисявичене, «процесс имеет политический оттенок и связан с уточнением позиции «Скартела» на рынке телекоммуникаций».
Соглашение с операторами «большой тройки» восстановило равные условия доступа к радиочастотному спектру. «На данный момент интересы «большой тройки» учтены, и они могут выкупить 20% акций «Скартела». Эти результаты достигнуты в рамках закона. Фактически, инцидент исчерпан — все стороны смогли договориться», — резюмирует юрист.