На заседании комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики во вторник президент Дмитрий Медведев объявил о реорганизации системы государственного регулирования в области авторских прав и интеллектуальной собственности.
«Хочу всех проинформировать, что сегодня я подписал указ о создании новой федеральной службы по интеллектуальной собственности с переходом, соответственно, этой службе полномочий от Роспатента и ФАПРИДа (Федеральное агентство по правовой защите результатов интеллектуальной деятельности) и с перераспределением полномочий по соответствующим направлениям внутри правительства», — сказал Медведев, добавив, что надеется на «более осмысленную» работу правительства в этом направлении.
Новая служба создается на базе Роспатента, ФАПРИД присоединяется к ведомству. На нее возлагаются функции по контролю и надзору в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности гражданского, военного, специального и двойного назначения. А также контроль и надзор в отношении государственных заказчиков и организаций — исполнителей госконтрактов на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ.
Российское агентство по патентам и товарным знакам (Роспатент) было создано в 1996 году. В 2004 году оно было преобразовано в Федеральную службу по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам. Служба находится в ведении Минобрнауки.
Правовой защитой работ специального, военного и двойного назначения занимался подчиняющийся Минюсту ФАПРИД (учрежден в 1998 году).
Федеральная служба по интеллектуальной собственности будет находиться в подчинении правительства.
Новой службе придется создать более эффективную систему регистрации патентов, сейчас на регистрацию изобретения могут уходить не только месяцы, но и годы, признает адвокат компании «Юков, Хренов и партнеры» Алина Топорнина.
На реформу госконтроля за работой с интеллектуальной собственностью президент дал правительству четыре месяца. В Роспатенте «Газете.Ru» заявили, что «знают об указе президента, но не более того», Кто возглавит новую службу вместо занимающего пост главы Роспатента Бориса Симонова — в ведомстве не знают. Пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков сообщил, что кандидаты на пост главы службы пока не рассматривались.
Решение о реорганизации службы было принято накануне саммита G8, на котором будут рассмотрены проблемы защиты личной информации и интеллектуальных прав в интернете. Россия 14-й год подряд попадает в «черный список» стран, в которых, по мнению США, не в достаточной степени соблюдаются права на интеллектуальную собственность.
Реорганизация системы госконтроля за соблюдением прав на интеллектуальную собственность была и одним из условий вступления России во Всемирную торговую организацию.
Без защиты интеллектуальной собственности невозможно развитие эффективной экономики, согласен член совета директоров Inoventica Виталий Слизень. «Возникновение технологий «облачных вычислений» и виртуализации во многом было ответом на незаконное использование авторских прав в части распространения программного обеспечения», — говорит он.
Но главе новой службы придется сосредоточить свою работу не столько на защите прав участников проекта «Сколково», сколько на традиционных проблемах — контрафактные лекарства, оптические диски, пиратство в кино, на телевидении и в видеоиграх, уточняет эксперт «2К Аудит — Деловые консультации/Morison International» Петр Клюев.
Константин Суворов, партнер бюро «Корельский, Ищук, Астафьев и партнеры», считает, что претензии западных правообладателей к российской системе защиты авторских прав обусловлены неразвитостью законодательства, «провального в области регулирования оборота интеллектуальной собственности в интернете». «Это не позволяет эффективно бороться с онлайн-пиратством и киберсквоттерством, что не может не вызывать беспокойства иностранных правообладателей. Они хотели бы видеть большую эффективность в деятельности правоохранительных органов в пресечении нарушений», — говорит Суворов. Но создание новой службы вряд ли способно изменить ситуацию, требуется существенная доработка законодательной базы, резюмирует юрист.
Российской законодательство по защите интеллектуальной собственности во многом перекликается с западным, возражает партнер Baker & McKenzie Евгений Ариевич. «Проблема в том, что нет единообразия применения норм права в отношении интеллектуальной собственности», — говорит эксперт.