Крайний срок по $16-миллиардной сделке истек в полночь 16 мая по Гринвичу, или 3.00 17 мая по московскому времени.
Соглашение о формировании стратегического альянса British Petroleum и государственной «Роснефти» не подписано.
Дедлайн по сделке может быть продлен, говорят три источника Bloomberg.
Источник «Интерфакса» накануне говорил, что компании «пытались сделать все возможное, чтобы уложиться в срок, так как находятся под давлением сверху».
Сделке, которая предусматривает обмен 9,5% акций «Роснефти» на 5% ВР и создание совместного предприятия по освоению арктического шельфа, препятствуют российские партнеры британской компании в ТНК-BP. Консорциум AAR (Alfa Михаила Фридмана, Access Леонарда Блаватника и Renova Виктора Вексельберга) настаивает, что ВР, владеющая в ТНК-ВР 50%, согласно акционерным соглашениям обязана вести свой бизнес в России и на Украине только через ТНК-ВР.
Один из возможных вариантов разрешения конфликта — выкуп ВР и «Роснефтью» доли российских акционеров в ТНК-ВР. По данным источников, сначала «Роснефть» должна была выкупить 25% плюс одна акцию ТНК-ВР, а ВР — 25% минус одну акцию (таким образом британская компания доведет свою долю в ТНК-ВР до 75% минус акция). Затем компании поменяются своими долям в ТНК-ВР.
«Роснефть» и ВР предложили консорциуму AAR выкупить его долю с премией к рынку плюс пообещали «большое количество акций ВР», сообщили источники. 50% ТНК-ВР британский концерн оценил в $30 млрд. Но инвестконсорциум отказался от предложения, выдвинув «неподъемные для обеих компаний, кабальные условия», утверждаетт источник.
В ВР отказались как-либо комментировать ситуацию, представители AAR и «Роснефти» в понедельник на звонки не отвечали.
В апреле ВР уже предлагала за 50% ТНК-ВР $27 млрд, но AAR оценил свою долю в $35 млрд. Глава ВР Роберт Дадли впоследствии заявлял, что российским бизнесменам «были предложены хорошие деньги и участие в арктических проектах». Но свои акции, по словам Дадли, ВР отдавать AAR на тот момент не собиралась, так как это не в интересах миноритариев компании.
«Скорее всего, сроки сделки будут перенесены, — полагает аналитик Банка Москвы Денис Борисов. —
Компании заинтересованы в заключении сделки, но козыри на руках у AAR, поэтому ВР и «Роснефти» надо договориться с консорциумом. Российские акционеры ТНК-ВР понимают преимущество своего положения и стараются подороже продать свой бизнес, констатирует Борисов. «С учетом премии за контроль справедливая стоимость доли AAR в ТНК-ВР составляет $30 млрд», — говорит эксперт.
Но, повышая сумму сделки, «Роснефть» и ВР сильно рискуют, отмечает Дмитрий Александров из «Универ Капитала»: «Чем больше заплатят компании, тем больше для них (особенно для ВР) риск оказаться заложниками цены на нефть. Например, если «Роснефть» и ВР заплатят $35—40 млрд, то при цене нефти в $80—85 за баррель арктическое бурение будет окупаться бесконечно долго».
Иван Мазалов из Prosperity Capital Management полагает, что компании «рассмотрят возможность возобновления переговоров». «Но каждая из них — сильный переговорщик», — заключает он.