«Роснефть» может продлить дедлайн по соглашению с BP об обмене акциями и формированию арктического стратегического альянса на один месяц, сообщил источник «Прайм-ТАСС».
У компаний осталось время до понедельника, и BP активизирует переговоры по выкупу доли консорциума Alfa-Access-Renova (AAR) Михаила Фридмана, Леонарда Блаватника и Виктора Вексельберга в ТНК-BP. BP может понадобиться дополнительное время, чтобы договориться с AAR, предполагает другой источник. В нефтяную компанию уже возвращаются менеджеры BP, которые работали в ТНК-BP до конфликта 2008 года.
Источники Wall Street Journal сообщают, что объявление о предварительных договоренностях по выкупу доли AAR в ТНК-ВР может быть сделано в понедельник. Сделка пройдет в несколько этапов и ее сумма может превысить $30 млрд.
После серии сделок конечным владельцем 50% ТНК-ВР станет государственная «Роснефть», знают источники. Инвесторы из AAR получат часть суммы деньгами, остальное акциями BP и «Роснефти».
Ранее глава BP Роберт Дадли выступал против продажи партнерам из AAR доли в капитале брританского нефтяного концерна.
Если переговоры по этому сценарию провалятся, сделка BP и «Роснефти» не состоится, говорит источник WSJ: обсуждение участие AAR в капиталах «Роснефти» и ВР продолжается. «Ни одна из компаний не намерена предлагать AAR более 10% своих акций, так как инвестконсорциум известен агрессивной тактикой», — говорит осведомленный источник.
Участники возможной сделки не комментируют ход переговоров.
Накануне принятия решения о продлении дедлайна Дадли заявил об уверенности в том, что «увидит сделку рано или поздно». Рустам Кожаров из «Роснефти» говорил, что госкомпания продолжает обдумывать решение: «Оно будет принято в интересах акционеров». Министр энергетики Сергей Шматко в пятницу назвал альянс BP и «Роснефти» привлекательным и добавил, что компании продолжают переговоры, передает Bloomberg. В середине апреля «Роснефть» уже соглашалась отодвинуть дедлайн по сделке на месяц — до 16 мая.
В январе BP и «Роснефть» объявили об обмене акциями и планировали провести разработку арктического шельфа (разработка трех участков в Карском море, общие запасы которых оцениваются в 5 млрд тонн нефти и 10 трлн кубов газа). Для этого планировалось создать СП, в котором британская компания получит 33%, а российская 66%. В рамках сотрудничества компании договорились обменяться акциями: ВР планировала получить 9,5% «Роснефти», а российская госкомпания 5% ВР.
Чиновники правительства и администрации президента России называли соглашение с BP сделкой года — переговоры курировал вице-премьер Игорь Сечин. Участники рынка и отраслевые аналитики указывали на важность обмена акциями для российской госкомпании, получившей часть активов концерна ЮКОС, банкротство которого спровоцировало международный скандал.
Но альянс «Роснефти» и BP не устроил AAR, партнеров BP в компании ТНК-BP. Консорциум AAR заявил, что ВР, владеющая в ТНК-ВР 50%, согласно акционерным соглашениям обязана вести свой бизнес в России и на Украине только через ТНК-ВР. Инвесторы подали иск в Высокий суд Лондона, который наложил временный запрет на завершение сделки и передал дело в Стокгольмский арбитраж, который рассматривал дело с февраля.
Пока Стокгольм рассматривал дело, компании вели переговоры. AAR заявлял о заинтересованности в арктических проектах, но «Роснефть» выступила категорически против, мотивируя это отсутствием у ТНК-ВР опыта и квалифицированного персонала для шельфовых работ.
В ходе консультаций рассматривалась возможность продать долю AAR в ТНК-ВР.
По неофициальной информации, российские бизнесмены запросили сначала $70 млрд, но позже снизили цену до $35 млрд. ВР готова была предложить $27 млрд. Компании не сошлись в цене.
В начале мая Стокгольмский арбитраж разрешил обмен акциями между BP и «Роснефтью».
Но, в соответствии с постановлением, условием 16-миллиардной сделки по обмену бумагами стало участие российско-британской компании ТНК-ВР в арктических проектах BP и «Роснефти».
Пока запрет на сделку остается в силе до получения официального согласия «Роснефти» на участие ТНК-ВР в разработке Арктического шельфа.
Лев Сныков и Светлана Гризан, аналитики «ВТБ капитала», сомневаются, что «Роснефть» согласится на альянс с ВР и ТНК-ВР по схеме, одобренной стокгольмским судом.
Альтернативные варианты — это альянс с другой глобальной компанией, выкуп доли AAR в ТНК-ВР или, напротив, выкуп доли ВР в российско-британском СП, считают аналитики, добавляя, что последний сценарий менее вероятен.
Аналитики Barclays Capital полагают, что следствием решения Стокгольмского арбитража по схеме создания стратегического альянса между корпорациями BP и «Роснефть» может стать вывод ТНК-BP на биржу.
По мнению Люси Хескинс из Barclays, новая схема альянса BP — «Роснефть» дает российским акционерам нефтегазового СП основание рассчитывать на высокую оценку бизнеса в рамках размещения акций на бирже. «Более высокую, чем в случае продажи своей доли BP», — уточняет аналитик.
Аналитики Rye, Man & Gor Securities не исключают, что глобального альянса не будет.
«Для «Роснефти» и ВР сделка потеряла большую часть привлекательности, — говорят эксперты. — Обмен акциями, который задумывался как стратегический, превращается в финансовую сделку. Учитывая, что это результат соглашения, заключенного AAR и ВР, мы не видим для «Роснефти» возможностей изменить условия сделки. Госкомпании придется либо соглашаться, либо выходить из нее. В последнем случае «Роснефть» выставит претензии к ВР».
Переговоры сопровождают юридические разбирательства. Ранее акционер «ТНК-BP холдинга» Андрей Прохоров подал ходатайство в арбитражный суд Тюменской области о взыскании убытков на $5–10 млрд с BP. Истец подозревает компанию BP в том, что она не допускает компанию ТНК-BP к освоению месторождений на арктическом шельфе и ущемляет финансовые интересы миноритариев.
Прохоров является профессиональным трейдером в компании «Приоритет». Ее совладельцами ранее были топ-менеджеры нефтяных структур «Альфа групп». В инвестиционном консорциуме AAR отрицали какую-либо связь с судебным спором.