Следствием решения Стокгольмского арбитража по схеме создания стратегического альянса между корпорациями BP и «Роснефть» может стать вывод российско-британского совместного предприятия ТНК-BP на биржу, прогнозируют аналитики Barclays Capital.
Сейчас на ММВБ торгуются бумаги российского «ТНК-ВР-холдинга» (холдинговая структура владеет частью российских активов ТНК-BP, капитализация — около $44,6 млрд).
На прошлой неделе суд Стокгольма разрешил обмен акциями между Вritish Рetroleum и госкомпанией «Роснефть». В соответствии с постановлением, условием 16-миллиардной сделки по обмену бумагами стало участие российско-британской компании ТНК-ВР в арктических проектах BP и «Роснефти».
ТНК-ВР — совместное предприятие британской корпорации и российских инвесторов из консорциума Alfa-Access-Renova (AAR) Михаила Фридмана, Леонарда Блаватника и Виктора Вексельберга.
Инвестконсорциум настаивал на включении ТНК-ВР в арктический альянс «Роснефти» и ВР. Но против участия российско-британского СП в сделке выступала российская госкомпания. В итоге суд Стокгольма поддержал AAR.
Пока запрет на сделку остается в силе — до получения согласия «Роснефти» на участие ТНК-ВР в разработке арктического шельфа. Российская госкомпания пока не комментирует ситуацию.
«Роснефти» предстоит принять решение о перспективах сделки. Но пока мы считаем сложившуюся ситуацию благоприятной для BP», — пишет Люси Хескинс, аналитик Barclays.
«BP выигрывает от вхождения ТНК-ВР в арктический альянс с «Роснефтью», — объясняет она. — Такой сценарий сделки увеличивает стоимость ТНК-ВР и снижает шансы на выкуп доли AAR в нефтегазовом СП за счет британской корпорации.
Высокая оценка ТНК-ВР важна с учетом перспективы выхода компании на IPO в следующем году».
Ранее акционеры российско-британского СП рассматривали возможность продажи доли AAR в ТНК-ВР. По неофициальной информации, российские бизнесмены запросили $35 млрд, ВР готова была предложить $27 млрд. Компании не сошлись в цене.
По мнению Хескинс, новая схема альянса BP — «Роснефть» дает российским акционерам нефтегазового СП основание рассчитывать на высокую оценку бизнеса в рамках размещения акций на бирже.
«Более высокую, чем в случае продажи своей доли BP», — уточняет аналитик.
Она полагает, что British Petroleum передаст ТНК-BP технологии работы на шельфе. Но расходы на освоение арктических месторождений не отразятся на балансе корпорации. В итоге Barclays поднял целевую стоимость бумаг BP почти на 19%.
IPO может быть проведено, если кто-то из акционеров ТНК-ВР продаст акции, но сейчас у ВР и AAR по 50%, и никто из них не будет сокращать свою долю, давая преимущество другому акционеру, замечает Денис Борисов из Банка Москвы.
Лев Сныков из «ВТБ Капитала» оценивает ситуацию менее оптимистично. «Возможны два варианта, — говорит он. — Либо «Роснефть» ищет нового партнера для стратегической сделки, либо должны произойти изменения в акционерном капитале ТНК-ВР — кто-то из акционеров должен продать свою долю».
Вадим Митрошин из ФК «Открытие» согласен, что ВР может внедрить технологии и инженерный опыт через ТНК-ВР. «Но неизвестно, насколько такой вариант будет востребован «Роснефтью», учитывая сделанные ранее заявления на тему того, что госкомпания в качестве партнера по Арктике видит только британскую корпорацию. Акционеры могут вернутся к обсуждению продажи доли AAR в ТНК-ВР, это сняло бы все противоречия», — говорит Митрошин.
Аналитики Rye, Man & Gor Securities не исключают, что глобального альянса не будет.
«Для «Роснефти» и ВР сделка потеряла большую часть привлекательности, — говорят эксперты. — Обмен акциями, который задумывался как стратегический, превращается в финансовую сделку. Учитывая, что это результат соглашения, заключенного AAR и ВР, мы не видим для «Роснефти» возможностей изменить условия сделки. Госкомпании придется либо соглашаться, либо выходить из нее. В последнем случае «Роснефть» выставит претензии к ВР».
Но Денис Борисов считает, что «Роснефть» согласится на новые условия. «Акции, которые предлагает для обмена «Роснефть», являются казначейскими: компании выгодно их продать или обменять на равноценный актив, — рассказывает эксперт. — На рынке сложно продать крупный пакет, а пятипроцентный пакет ВР — это привлекательное предложение». «Полагаю, «Роснефть» переоценит возможности сотрудничества с ТНК-ВР и не будет выступать против сделки»,— заключил аналитик.