Дорогомиловский суд Москвы во вторник приговорил к 13 годам заключения бывшего управляющего дочерней компании ЮКОСа «Томскнефть-ВНК» Сергея Шимкевича. Экс-менеджера признали виновным в хищении и уклонении от уплаты налогов.
13 лет просил для Шимкевича прокурор.
По данным следствия, Шимкевич вступил в сговор с руководством группы компаний «Интеллект» и заключал контракты с признаками фиктивности.
Компания «Интеллект» должна была представлять интересы «дочки» ЮКОСа в арбитражных процессах, и на ее счета в 2005—2006 годах было переведено более 490 млн рублей.
По мнению следователей, деньги были похищены и отмыты через несколько фирм, подконтрольных «Интеллекту».
В марте суд приговорил к пяти годам лишения свободы условно гендиректора и главного бухгалтера группы «Интеллект» Олесю Горбачеву. В ходе следствия она полностью признала свою вину, раскаялась в содеянном и согласилась сотрудничать со следствием.
Обвинение полагает, что преступление Шимкевич совершил вместе с соучредителем «Интеллекта», адвокатом Андреем Николаевым-Полыновским (сейчас он скрывается от следствия).
Сергей Шимкевич свою вину отрицает. Адвокат подсудимого Виктор Сакурин заявил, что не согласен с вынесенным приговором и намерен обжаловать его в Московском городском суде.
Шимкевич был задержан в январе 2007 года, тогда он числился депутатом Томской областной думы.
Изначально ему вменялись мошенничество и легализация доходов, нажитых преступным путем. По данным Генпрокуратуры, Шимкевич вместе с другими лицами создал организованную преступную группу, которая провела ряд фиктивных сделок с ценными бумагами. В частности, группа организовала фиктивный обмен не имеющих реальной рыночной стоимости векселей «Томскнефти-ВНК» на 14 векселей банка «Траст» общей стоимостью около 5,9 млрд рублей.
В дальнейшем члены преступной группы провели цепь финансовых операций по легализации похищенных средств. Мещанский суд Москвы приговорил Шимкевича к 12 годам заключения, впоследствии Мосгорсуд снизил ему наказание до 11 лет. Теперь суд добавил к прежнему сроку еще два года.
Александр Ермоленко, руководитель корпоративной практики ФБК (организация включена Минюстом в список иноагентов)-Право», полагает, что любое судебное решение, «так или иначе связанное с «делом ЮКОСа», рассматривается как политически мотивированное. «Но в данном деле, возможно, было реальное нарушение закона. Слишком велика в масштабе региона сумма, которую «дочка» ЮКОСа перечислила для представительства ее интересов в суде», — предполагает Ермоленко.
«Независимо от того, насколько правомерно это решение, это сигнал обществу: власть по-прежнему жестко реагирует на все, что связано с «делом ЮКОСа», со всеми многочисленными фигурантами этого дела. Думаю, это не последний сигнал такого рода», — говорит заместитель гендиректора Центра политтехнологий Алексей Макаркин.