Электронные версии книг впервые обогнали в США по продажам бумажные издания. Как сообщает Ассоциация американских издателей, доходы от продажи электронных книг в феврале 2011 года выросли до $90,3 млн, что почти на 170% выше аналогичного показателя годом раньше. Продажи их «бумажных конкурентов» продолжают стремительно сокращаться. Доходы от реализации книг в мягких обложках упали до $81,2 млн, что на 24,8% меньше, чем годом раньше. Издатели обвиняют в посленовогоднем провале бумажных изданий праздники. Многие потребители получили в подарок на Новый год или День святого Валентина электронные читалки и стали активно заполнять их нужными или модными книгами.
Впрочем, издатели признают: быстро или медленно, но выручка от реализации традиционных книг падала в течение всего прошлого года. «Люди сделали электронные книги постоянным дополнением к своему образу жизни», — сетует президент ассоциации Том Ален.
Согласно данным одного из крупнейших виртуальных книжных магазинов Amazon, на 100 традиционных изданий в мягкой обложке сейчас продаются 115 электронных книг.
По прогнозу экспертов ассоциации, в 2011 году рынок цифровой литературы вновь ждет двукратный рост. Бумажные же книги, прогнозируют эксперты, будут продолжать терять интерес читателей. Исследовательская группа Forrester считает, что к 2015 году объем рынка электронных книг увеличится до $3 млрд.
У российских книгопечатников те же проблемы. Уровень продаж книжной продукции падает на протяжении последних семи лет, признали в четверг участники заседания в Санкт-Петербурге, посвященного будущему бумажных изданий. По данным заместителя председателя Петербургского филиала книжного союза Дениса Котова, многие издатели за последние несколько лет обанкротились или стоят на грани разорения.
«Факт очевиден: мы проиграли в конкурентной борьбе», — говорит Максим Гольдберг, гендиректор крупнейшего в России книжного распространителя «Топ-книга», который готовится к банкротству.
Электронные книги — настоящий продукт XXI века, признает гендиректор ГК «Литрес» Сергей Анурьев: «Они удобны, такие книги в любое устройство можно загружать тысячами и читать где угодно — в метро, в лесу, на пляже. Они ничего не весят, их скачивание занимает секунды, а загружать их можно не только на специальные «читалки», но на телефоны, например». Однако, считает он, окончательно бумажные книги не сдаются, электронные являются конкурентами лишь для изданий в мягкой обложке. Образовательных книг в тех же США в феврале было продано на $406,9 млн.
Продажи бумажных книг в прошлом году в России выросли, говорит Михаил Осин из интернет-магазина OZON.ru. Так, если в 2009 году OZON.ru реализовал 3,7 млн экземпляров книг, рассказывает он, то в прошлом 2010-м — уже 5,2 млн.