На поправках в закон «Об основах туристической деятельности в РФ» настаивает Минспорттуризма. «Поправки готовы, они сформированы, и пришло время выносить их на обсуждение», — заявила в четверг замминистра спорта, туризма и молодежной политики России Надежда Назина.
Министерство предлагает внести четыре существенные поправки. Во-первых,
турагентства обяжут работать только от туроператора, по агентскому договору.
Во-вторых, у министерства и Ростуризма появится возможность исключать из реестра через суд недобросовестные компании. В-третьих,
вводится электронный документооборот и электронные путевки. Это позволит сделать турбизнес более прозрачным «в плане налогов, а также статистики»,
уточнила Назина. «После начала беспорядков в Египте крупные туроператоры по моей просьбе связались со своими бухгалтериями и выдали статистику, в соответствии с которой на красноморских курортах находились 25 тысяч россиян. Однако в обнародованных через два дня списках МЧС обнаружились 53 тысячи наших туристов. Посчитайте сами, сколько путевок было оформлено всерую», — предложила Назина.
По словам замминистра, размер финансовых гарантий для туроператоров в ближайшее время увеличиваться не будет.
«Нельзя кошмарить бизнес до бесконечности. Нельзя решать проблемы только за счет финансовой составляющей компаний. Можно и нужно вводить другие механизмы, чтобы защитить туристов, иначе на рынке останутся одни страховые компании», — считает Назина.
Ранее в отрасли обсуждали возможность установить для крупных компаний, чей оборот выше 500 млн рублей, фингарантии в размере 200 миллионов рублей плюс 5% с годового оборота. Дискуссия о введении дифференцированной шкалы фингарантий возникла после банкротства туроператора «Капитал Тур» в конце 2010 года. Тогда в результате отказа компании исполнять свои обязательства перед партнерами пострадали более 8 тысяч туристов.
«В поправки в закон о туристической деятельности не планируется включать положение о повышении фингарантий для крупных туроператоров», — уточнила Назина. Наоборот, размер фингарантий предлагается снизить с 10 млн до 500 тысяч рублей, но только для туроператоров, которые специализируются на въездном туризме. «Об этом давно просит бизнес, и мы понимаем, что у компаний, принимающих иностранных гостей, не было страховых случаев», — пояснила замминистра.
Это уже второй пакет поправок, подготовленный Минспорттуризма. Первый прошел согласование в правительстве в начале года и касался разделения полномочий федеральных и региональных органов власти в сфере туризма. После публичного обсуждения оба пакета законодательных инициатив внесут на рассмотрение в Госдуму — уже в весеннюю сессию, надеется Назина.
Участники рынка в основном одобряют законодательные инициативы чиновников. Ответственность турагентств повысится, уверен председатель Клуба защиты туристов Дмитрий Давыденко. «Сейчас часть агентств работают с операторами по агентским договорам. В этом случае ответственность перед потребителем несет и оператор, и его агент», — поясняет Давыденко.
Но на рынке работают агентства, которые выкупают у оператора путевки и продают клиентам самостоятельно. «Таких агентств большинство, порядка 60%», — уверен Алим Ошноков, «Сеть магазинов горящих путевок». В случае если потребитель оформил с агентством договор купли-продажи, правовая ответственность агентства и оператора размывается. «Если агент по каким-то причинам не смог выполнить обязательства перед клиентом, клиент жалуется оператору, производителю услуги, но тот говорит, что продал путевки своему агенту и больше не несет ответственности», — говорит Ошноков. Суд не всегда в состоянии установить границу ответственности агентства и оператора. Предлагаемая Минспорттуризма поправка исключает договор купли-продажи из взаимоотношений потребителя и агентства.
«Закон сырой. Исключить полностью «исчезновение» турфирм, собравших деньги с клиентов, нельзя», — полагает ведущий консультант компании «Финэкспертиза» Дмитрий Ширяев.
Участники рынка не исключают, что поправки могут привести к повышению стоимости путевок. «Операторы будут вынуждены жестче отбирать агентов, часть агентств уйдут с рынка, конкуренция упадет», — предполагает Ошноков.