ВР готова отказаться от своей доли (50%) в ТНК-ВР, пишет The Wall Street Journal со ссылкой на источники, знакомые с ситуацией. Таким образом британская компания надеется разрешить конфликт с российскими акционерами ТНК-ВР, которые препятствуют сделке ВБ и «Роснефти».
У ВР и «Роснефти» остался день на одобрение сделки: если согласие всех заинтересованных сторон не будет достигнуто к 14 апреля, сделка не состоится.
BP и «Роснефть» объявили о создании альянса 15 января 2011 года. ВР должна была передать «Роснефти» 5% акций, получив взамен 9,5% акций российской компании. Эти пакеты оценивались одинаково — в $7,8 млрд. Одновременно компании договорились создать совместное предприятие, в котором 67% будет принадлежать «Роснефти», а 33% — BP. Это предприятие должно было заняться разведкой, добычей и сбытом нефти и других углеводородов российского арктического шельфа. По предварительным оценкам, это 5 млрд тонн нефти и 10 трлн кубометров газа. «Сделку года» тогда же одобрили в Кремле и Белом доме.
Но российские акционеры ТНК-ВР — консорциум Alfa-Access-Renova (AAR) — выступили против сделки. Они заявили, что альянс BP и «Роснефти» нарушает акционерное соглашение ТНК-ВР, которое разрешает ВР реализацию крупных нефтегазовых проектов в России и СНГ только в рамках данного СП. Соответствующие иски AAR подал в международный суд. Стокгольмский арбитраж наложил запрет на сделку на неопределенное время. Но ВР получила право договориться с «Роснефтью» о переносе дедлайна по закрытию сделки.
Не похоже, что «Роснефть» пойдет на перенос последнего срока, говорит источник, близкий к ВР: «Роснефть», судя по всему, не надеется на то, что ВР выиграет суд у AAR, и разочаровалась в сделке.
«Переговоры ни с ВР, ни с AAR по поводу срока соглашения не ведутся», — подтвердил РИА «Новости» директор департамента информации и рекламы «Роснефти» Рустам Кажаров.
Срыв сделки станет серьезным ударом для Кремля, а также лично для вице-премьера Игоря Сечина, покинувшего пост председателя совета директоров «Роснефти» накануне. Сечин уже заявил, что в этом случае «Роснефть» потребует компенсацию как от AAR, так и от ВР.
ВР обсуждает и другие варианты спасения сделки с «Роснефтью». Среди них выкуп ВР, «Роснефтью» или третьей стороной у AAR — 50% ТНК-ВР; допуск ТНК-ВР к проекту на арктическом шельфе, возможно, на равных условиях; а также финансовая компенсация AAR за согласие на сделку. Последний вариант, впрочем, наименее вероятен, отмечают близкие к ВР источники: AAR наверняка запросит такую сумму, позволить которую себе не сможет ни ВР, ни ее акционеры. Впрочем, и другие варианты имеют сложности. Так,
доля AAR в ТНК-ВР оценивается, как минимум, в $30 млрд, найти такую сумму, чтобы выкупить долю у российского консорциума, будет трудно как для ВР, так и для «Роснефти». Кроме того ВР необходимо получить одобрение на сделку у правительства России, которое против передачи стратегических ресурсов под котроль иностранцев.
С другой стороны, продажа своей доли в ТНК-ВР для ВР — тоже тяжелый шаг. «ТНК-ВР всегда обеспечивала ВР стабильные денежные поступления за счет высоких дивидендов, и найти такой же источник средств сейчас будет сложно», — отмечает аналитик Банка Москвы Денис Борисов.
ТНК-ВР всегда направляла на дивиденды значительную часть прибыли: за 9 месяцев прошлого года дивидендные отчисления составили 70% от чистой прибыли — около $4,5 млрд.
«Впрочем, финансовое положение ВР сейчас стабильно, несмотря на то, что прошлый год компания из-за аварии в Мексиканском заливе закончила с убытком в $3,3 млрд (для сравнения: в 2009 году ВР показала прибыль в $16,8 млрд), — рассказывает Борисов. — На 31 декабря 2010 года кэш компании составлял $18,56 млрд при долге примерно в $26 млрд — это вполне нормальное соотношение». В связи с этим ради заключения альянса с «Роснефтью» ВР может пойти на продажу своей доли в ТНК-ВР, полагает эксперт.
Но продать ВР свою долю будет непросто, полагают эксперты: мало кто из западных игроков готов пойти на риск и вложить такую крупную сумму в Россию.