Новым претендентом на пакет акций ПГК может стать инвестиционная группа «Сумма Капитал». Об этом 11 марта заявил президент инвестиционной компании Марат Шайдаев. Компанию может заинтересовать ПГК, когда правительство окончательно утвердит форму ее продажи, добавил он.
Инвестиционная группа «Сумма Капитал» выступает совладельцем крупнейшего российского портового оператора «Новороссийский морской торговый порт», газодобывающей «Якутской топливно-энергетической компании», федерального оператора связи «Сумма Телеком», а также «Первой горнорудной компании».
Вице-президент «Сумма Капитал» Иван Мостович уточняет, что «пока это не более, но и не менее чем интерес к активам. Когда поступит окончательное решение о продаже, мы выскажем итоговое решение».
Ранее президент РЖД Владимир Якунин озвучил намерение компании продать 75% акций ПГК на аукционе с ограничениями.
«Мы предложили аукцион, но выдвинули некоторые ограничения к участникам по объему, по надежности и по стратегичности, — заявлял он. — Мы знаем, что этим требованиям могут соответствовать 6 компаний».
На сегодняшний день Минтранс России поддержал идею продажи компании на аукционе. Об этом сообщил заместитель министра транспорта Андрей Недосеков, добавив, однако, что «есть целый ряд вопросов, которые Минтранс будут интересовать». Это касается условий аукциона, возможности «изменения/неизменения договоров, которые сейчас существуют». Ведомство планирует получить официальный ответ от РЖД в ближайшее время.
На данный момент возможными претендентами на активы «дочки» РЖД выступают структуры Владимира Лисина, Геннадия Тимченко, Globaltrans, а также нефтяная компания «Нефтетранс».
Независимый оценщик в начале марта оценил 100% акций компании в сумму чуть меньше $6 млрд – соответственно, стоимость 75% будет составлять около $4,5 млрд. Окончательная сумма и форма продажи компании будут названы на заседании совета директоров РЖД 19 апреля.
В ходе аукциона цена может подняться «существенно выше», говорит специалист «Тройки-Диалог» Михаил Ганелин. Итоговая цена будет колебаться в районе $6,5 млрд, возражает аналитик «Газпромбанка» Алексей Астапов. Он также выражет сомнение в заявленных шести претендентах на пакет: «Немногие компании смогли бы сразу приобрести такой крупный пакет». «РЖД хотят посмотреть на реакцию рынка, привлечь интерес к активу и, может быть, несколько повысить цену на актив», — подозревает еще один эксперт.
«Первая грузовая компания» (ПГК) обслуживает 25% грузовых перевозок России, владея более чем 200 тысячами единиц подвижного состава разного типа. Доля компании в структуре вагонного парка РФ составляет 21%. В 2009 году ПГК осуществила перевозку 231,8 миллиона тонн грузов. За январь — ноябрь 2010 перевозки компании увеличились на 34% — до 275,6 миллиона тонн.