В пятницу вице-премьер белорусского правительства Анатолий Калинин официально объявил, что госдоля белорусской «дочки» МТС — компании СООО МТС — будет выставлена на международные торги. В СООО МТС белорусскому государству принадлежит 51%, контрольный пакет хотел купить российский оператор связи МТС.
«Мы по-прежнему заинтересованы в развитии нашего бизнеса в Белоруссии и покупке госдоли в нашем СП, но по разумной цене», — прокомментировала решение белорусских властей представитель МТС Валерия Кузьменко. Если правительство Белоруссии приняло решение о том, чтобы выставить собственную долю на торги с ценой в $1 миллиард, в этой ситуации МТС не исключает возможность присоединиться к этим торгам и одновременно выставить на торги собственную долю по сравнимой цене, добавила Кузьменко.
Сумму в $1 млрд в марте назвал Александр Лукашенко. «Мы не против: один миллиард на стол. Оценка произведена. Хочешь покупать — пожалуйста, не хочешь — выставим на аукцион», — прокомментировал белорусский президент планы МТС купить госпакет в СП.
Переговоры с МТС велись, но мы не договорились по цене, рассказал в пятницу Анатолий Калинин. «Цена слишком велика, этот актив столько не стоит», — объяснил осведомленный источник «Газеты.Ru» в структуре АФК «Система». «Мы будем очень удивлены, если кто-то заинтересуется покупкой по цене, которая гораздо выше международных мультипликаторов», — добавил он.
МТС предложили Белоруссии оплатить только часть ее пакета, а затем проводить доплату в зависимости от рейтинга сотового оператора на мировом рынке, рассказал Калинин. Это подтвердил источник в МТС, добавив, что
компания предлагала заплатить за 51% СП чуть больше $500 млн. Но белорусская сторона настаивала на оплате всего пакета.
По словам аналитика банка «Петрокоммерц» Алексея Бизина, белорусские МТС не могут оцениваться в 10 EBITDA — этому показателю соответствует цена, предложенная Александром Лукашенко. «Такие оценки были до кризиса», — говорит Бизин, добавив, что сейчас к этой компании может применяться оценка от 4 до 8 EBITDA,
Большого спроса на контроль в белорусском МТС не будет, считает председатель правления «Финам» Владислав Кочетков. «Профильные инвесторы, западные операторы, которым интересен белорусский рынок, не будут платить дорого за компанию с повышенными рисками.
Скорее всего, за $1 млрд компанию продать не удастся, и правительство Белоруссии вернется к прямым переговорам с МТС»,
— прогнозирует Кочетков. Но если появится покупатель, то МТС придется заплатить $1 млрд или даже больше, говорит предправления «Финам»: заявление компании о готовности продать 49% белорусского СП — элемент давления МТС на белорусские власти, так что такой сценарий маловероятен.
Менеджер белорусского оператора сотовой связи BelCel Артем Ефимович называет оценку контрольного пакета российско-белорусских МТС в $1 млрд адекватной. «В октябре 2007-го австрийская компания Telekom Austria Group (TAG) приобрела за 1,05 млрд евро второй по величине сотовый бренд Белоруссии — Velcom (компанию «Мобильная цифровая связь»). После этого был кризис, когда телеком-активы упали в цене. Но сейчас кризис позади, и евро все же намного дороже доллара, да и МТС в Белоруссии заметно крупнее, чем Velcom», — рассуждает Ефимович (абонентская база белорусских МТС превышает 4,75 млн абонентов).
МТС наряду с компаниями «Белтрансгаз» и «Беларуськалий», а также нефтеперегонными заводами — активы, которые могут принести российским инвесторам очень быструю прибыль, считает бизнес-аналитик Сергей Антипенко. По его словам, рынок обсуждает, что именно передача этих активов или долей в них российскому бизнесу является условием предоставления Кремлем Белоруссии жизненно важного кредита для стабилизации платежного баланса.