РЖД планирует продать 75% Первой грузовой компании (ПГК) на аукционе, сообщил 7 апреля президент «Российских железных дорог» Владимир Якунин.
«Мы предложили аукцион, но выдвинули некоторые ограничения к участникам — по объему, по надежности и по стратегичности, — заявил он. — Мы знаем, что этим требованиям могут соответствовать 6 компаний».
ПГК обслуживает 25% грузовых перевозок России и владеет более чем 200 тысячами вагонов разных типов.
«Оценка проведена, она в ближайшее время будет озвучена. Мы эту оценку отправили в правительство. Поскольку собственником имущества является государство, я не считаю правильным ее озвучивать. Могу сказать ориентировочно: общая стоимость чуть меньше $6 млрд. Точные цифры должно озвучивать государство», — рассказал Якунин.
Планируется, что сумма будет названа на заседании совета директоров РЖД 19 апреля. После этого государством будет принято окончательное решение по форме продажи компании.
Ранее РЖД оценила свою «дочку» в $6,7—8,7 миллиардов. Globaltrans, один из претендентов на активы ПГК, оценил ее бизнес в $5 млрд. «Мы ориентировочно оцениваем 75% где-то в $3,7 млрд. Нам хватило бы и 51%», — сказал источник в Globaltrans. Группу интересует ПГК без ее дочерней компании «Русагротранс», также отметил он.
К активам ПГК с 2010 года также проявляли интерес структуры Геннадия Тимченко и Владимира Лисина и донецкая нефтяная компания «Нефтетранс».
Представитель Геннадия Тимченко в четверг отказался от комментариев: «Пока на правительственном уровне не будет принято конечного решения об условиях приватизации, преждевременно вдаваться в рассуждения о наличии или отсутствии намерений приобрести пакет ПГК». Но источник, близкий к компании, отмечает интерес Тимченко — «он является крупным акционером «Трансойла», бизнес транспортных перевозок может оказаться полезным для выхода на новые рынки».
В пресс-службе UCL Holding, принадлежащей Лисину, подтвердили, что у группы «интерес к активам Первой грузовой компании сохраняется», но от дальнейших комментариев также воздержались до тех пор, пока не будет итоговой оценки компании и ее пакета. «Нефтетранс» тоже подтвердил свой интерес к контрольному пакету ПГК.
Изначально РЖД рассматривала несколько вариантов продажи активов — размещение акций на фондовой бирже и аукцион. Выход на биржу предполагал размещение небольшого пакета акций с целью их оценки рынком. После этого оставшуюся часть предполагалось передать крупному стратегу. «Но если РЖД приняло решение об аукционе, значит, руководство компании уверено в потенциальном спросе на пакет», — говорит аналитик Газпромбанка Алексей Астапов.
В ходе аукциона итоговая цена может подняться «существенно выше», говорит специалист «Тройки-Диалог» Михаил Ганелин. Итоговая цена будет колебаться в районе $6,5 млрд, возражает Астапов. Он сомневается, что реальных претендентов может быть шесть: кроме четырех названных, он не видит других компаний, «которые смогли бы сразу приобрести такой крупный пакет». «РЖД хотят посмотреть на реакцию рынка и, может быть, несколько повысить цену на актив», — подозревает еще один эксперт.