Миноритарные акционеры британского нефтегазового концерна BP выступили против обмена активами с государственной «Роснефтью». Ассоциация британских страховых компаний (ABI), объединяющая страховые группы, которые владеют пакетами акций BP, опасается размытия долей из-за допэмиссии бумаг на $8 млрд.
BP и «Роснефть» договорились об обмене акциями в середине января. В правительстве России назвали соглашение «сделкой года». Планировалось, что BP передаст российской компании 5% голосующих акций, получив взамен 9,5% бумаг «Роснефти». На момент подписания соглашения пакеты оценивались одинаково – в $7,8 млрд. Тогда же компании заключили договор о совместном освоении шельфа Арктики (по предварительным оценкам, запасы региона составляют 5 млрд тонн нефти и 10 трлн кубометров газа).
В ABI опасаются, что допэмиссия бумаг BP на $8 млрд, которая требуется для обмена с «Роснефтью», приведет к размытию пакетов миноритариев.
Ранее источник «Газеты.Ru» говорил, что с аналогичным предупреждением выступали консультанты BP из банка Morgan Stanley, но «это решаемая проблема».
К претензиям по вопросу допэмиссии ABI добавляет критику корпоративного управления в «Роснефти», которая «может стать крупным акционером BP», сообщает Sky News.
В ABI отказались от комментариев.
Фонд Standard Life Investments, владеющий 1,6% акций британского холдинга, открыто высказался против альянса BP c «Роснефтью». Глава британского отделения фонда Дэвид Камминг сомневается в необходимости сделки из-за того, что на данном этапе «она не принесет прибыли для акционеров». По его словам, процесс создания полноценного совместного предприятия сейчас находится под угрозой, а простой обмен акциями двух компаний не устраивает миноритариев. Против выступил и фонд M&G Investments (владеет 1,7% бумаг ВР). Акционеры британской компании выступили с предложением не торопиться с обменом акциями до тех пор, пока не будет решен вопрос об арктическом альянсе.
Миноритарии BP стали выступать против сделки после того, как на прошлой неделе реализация соглашения между BP и «Роснефти» была приостановлена в Стокгольмском арбитраже. Российские акционеры компании ТНК-ВР из консорциума ААR (Alfa Михаила Фридмана, 25%, Access Industries Леонарда Блаватника, 12,5%, и Renova Виктора Вексельберга, 12,5%) смогли заблокировать создание стратегического альянса BP с «Роснефтью». Инвесторы из ААR владеют 50% ТНК-ВР и считают, что стратегический альянс BP с «Роснефтью» нарушил акционерное соглашение в рамках российско-британского СП, предполагающего реализацию нефтегазовых проектов ВР в России через ТНК-ВР, если российско-британское СП проявляет к ним интерес.
В решении суда было сказано, что Стокгольмский арбитраж оставил в силе запрет на завершение сделки в первоначальном виде — обмен акциями и сотрудничество на арктическом шельфе. После чего BP заявила, что попросит Стокгольмский арбитражный суд определить возможность обмена акциями с «Роснефтью» отдельно от других договоренностей с российской компанией. Но в AAR не считают обмен бумагами финансовой инвестицией и настаивают на стратегическом характере сделки.
Источник, близкий к ТНК-BP, не исключает пересмотра соглашения BP и «Роснефти» после 7 апреля, когда будет окончательно сформулирована позиция Стокгольмского арбитража. «В дальнейшем возможен созыв совета директоров ТНК-ВР по вопросу выдачи менеджменту компании мандата на проведение переговоров с «Роснефтью», — говорит он.
Накануне министр энергетики России Сергей Шматко заявил, что рассчитывает, что сделка между «Роснефтью» и британской BP будет реализована. Помощник президента Аркадий Дворкович также объявил, что считает возможным найти решение в ситуации вокруг сделки «Роснефти» и ВР.
По словам аналитика Банка Москвы Дениса Борисова, причина недовольства миноритариев в том, что акционеры ВР изначально рассчитывали на сотрудничество с «Роснефтью» в Арктике. «Обмен акциями им был не столь интересен: BP — производственная компания, а не хеджевый фонд», — говорит эксперт. Исходя из акционерной структуры ВР, мнение миноритариев является весомым, хотя и не определяющим, но их возражения снижают шансы на сделку с «Роснефтью», добавляет Борисов. По его словам, аналогичную позицию могут занять и другие миноритарии, что снизит шансы на заключение сделки еще больше.
Но миноритарные пакеты противников сделки вряд ли смогут помешать ее осуществлению: это момент психологического давления, добавляет партнер юридической фирмы «Пепеляев групп» Владимир Соков.
В российском офисе BP и в компании «Роснефть» отказались от комментариев.