Правительство внесло в Госдуму законодательные поправки, направленные на совершенствование механизма поддержки несырьевого экспорта. Эти функции возьмет на себя Агентство по страхованию коммерческих и политических рисков российских экспортеров, привлекающих заемные средства для своей деятельности. Агентство также будет страховать риски банков, предоставляющих кредиты предприятиям-экспортерам.
«Новая структура будет оказывать поддержку экспортерам, брать на себя возможные финансовые риски», — пояснял ранее премьер Владимир Путин.
Законопроект также устанавливает порядок регулирования этой деятельности правительством.
Поправки вводят льготы по НДС и налогу на прибыль при оказании услуг по страхованию, сострахованию и перестрахованию кредитов и инвестиций.
Решение о создании Агентства, которое должно способствовать увеличению российского экспорта, было принято в прошлом году на наблюдательном совете ВЭБа. Агентство будет создано как 100% «дочка» Внешэкономбанка. 30 млрд рублей на создание агентства ВЭБ уже зарезервировал.
Любая компания теоретически может рассчитывать на получение государственной гарантийной поддержки. Единственное условие — экспортируемый товар должен быть в списке товарной номенклатуры внешней экономической деятельности, который утвердило правительство. Этот список периодически обновляется. В нем несколько тысяч наименований товаров — от пива и лекарственных средств до полимеров и оборудования для атомных станций.
Впервые задача создания агентства по поддержке экспортно-импортных операций была озвучена 16 лет назад. В январе 1994 года президент Борис Ельцин подписал указ об учреждении Росэксимбанка. Но распоряжение правительства о концепции государственной финансовой поддержки экспортеров и импортеров было принято только в 2003 году. Практическая работа государства по созданию агентства до 2006 года не велась. Потом разразился глобальный экономический кризис — в бюджете не было средств на гарантии.
Правительство вернулось к идее создания агентства только в 2009 году. «Мы сейчас вышли на финишную прямую в создании агентства по страхованию экспорта, принципиально согласовали с Минфином целесообразность создания такого института», — заявила в ноябре 2009 года глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина.
Механизм госгарантий предусматривает, что в бюджете на гарантийную поддержку экспорта выделяются не «живые» деньги, а только лимиты государственных гарантий.
В этом году агентство сможет застраховать экспортные кредиты в объеме до $1 млрд. А к 2013 году планируется обеспечить страховой поддержкой свыше 15% всего объема российского экспорта машин, оборудования и транспортных средств на общую сумму более $14 млрд.
Максимальные сроки заимствований, по которым предоставляются государственные гарантии, устанавливаются в зависимости от групп экспортируемых товаров: на потребительские товары до 5 лет; на машины, механизмы, оборудование и транспортные средства до 7 лет; на промышленное (комплектное) оборудование до 11 лет; на летательные и космические аппараты, морские и речные суда до 14 лет; на инвестиционные проекты «под ключ», реализуемые в иностранных государствах, до 14 лет; на атомные электростанции и оборудование для них до 20 лет.
«Россия даже в самые тяжелые годы, даже в период кризиса 1998 года, свои внешние обязательства исполняла неукоснительно. У нас был дефолт по внутреннему долгу, но не было дефолта по внешним долгам, что принципиально. Поэтому на внешнем рынке качество российских государственных гарантий оценивается очень высоко, что позволяет привлекать деньги для финансирования российского экспорта», — пояснил «Газете.Ru» председатель правления Росэксимбанка Николай Гаврилов.
Агентство по госгарантиям создается не только для того, чтобы поддерживать экспортеров и импортеров, полагают эксперты. «Основная идея — это идея контроля за экспортом», — говорит гендиректор «Финэкспертизы» Агван Микаэлян.
У ВЭБа гораздо больше возможностей для этого, чем у Росэксимбанка, добавляет Микаэлян.
Но идея передачи ВЭБу функции госгарантий имеет и минусы. «ВЭБ не будет работать с мелкими и средними клиентами, только с крупными. Но по большому счету кого в нашей стране интересует мелкий и средний бизнес?» — иронизирует эксперт.