Правительство решило объединить московские аэропорты Шереметьево и Внуково, объявил премьер-министр Владимир Путин на профильном совещании 28 марта.
Долю Москвы в капитале Внуково – 75% акций – федеральное правительство выкупает за 45–50 млрд рублей. Ранее московское правительство планировало приватизировать пакет, но на прошлой неделе отложило решение.
Переговоры о концепции развития московского авиаузла (трех аэропортов — государственного Шереметьево, частно-государственного Внуково и частного Домодедово) длились более года. Домодедово, подконтрольный совладельцам группы «Ист лайн», в финальную конфигурацию не попал.
«Сейчас Минтранс с мэром Москвы договорились об объединении в единый комплекс Шереметьево и Внуково», — сказал Путин, добавив, что в дальнейшем хаб Шереметьево--Внуково будет приватизирован.
Пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков уточнил, что участие Домодедово в консолидационном процессе «изначально не предполагалось». Доля частных акционеров Внуково (структуры предпринимателя Виталия Ванцева и его партнеров владеют 25% акций) может быть выкуплена «при необходимости», — уточнил пресс-секретарь премьер-министра.
Во Внуково отказались от комментариев, сославшись на февральское заявление совладельца аэропорта Виталия Ванцева. «Развитие московских аэропортов как единого целого было бы, несомненно, правильным решением. Это принесло бы пользу как для московского авиаузла, так и для отрасли в целом», — говорил тогда бизнесмен.
В «Ист лайне», Шереметьево и Минтрансе затруднились оперативно прокомментировать решение правительства.
Потенциала московских аэропортов недостаточно, чтобы конкурировать с европейскими хабами, объясняет необходимость консолидации Олег Пантелеев из агентства «Авиапорт».
«Целью создания узла является глобальная конкуренция с Европой. Кроме того, это инструмент, чтобы аэропорты не конкурировали друг с другом», — видит эксперт.
По неофициальной информации, правительство оценивало варианты объединения трех аэропортов в единый авиационный узел в течение 2010 года. Одна из концепций предполагает преобразование аэропортов в единый авиационный узел с одной управляющей компанией. Другой вариант — доминирование одного аэропорта-хаба, остальные аэропорты в этом случае выполняли бы вспомогательную функцию.
Исключение «Домодедово» из правительственной консолидационной схемы источник «Газеты.Ru», знакомый с ходом переговоров, объясняет тем, что «было непонятно, как он мог влиться в единую систему с юридической точки зрения».
Инвесткомпания «Тройка Диалог» по заказу правительства просчитывала схему объединения московских аэропортов Домодедово, Шереметьево и Внуково. Правительственные консультанты оценили бизнес Домодедово в $4,1–5,1 млрд, государственный аэропорт Шереметьево в $1,6–2,4 млрд, а частно-государственный Внуково в $500–700 млн. В случае консолидации активов с такими оценками государство получило бы в объединенной аэропортовой компании менее контрольного пакета. Но правительство намерено контролировать объединенный московский хаб.
На фоне переговоров власти неоднократно предъявляли претензии к владельцам Домодедово из-за непрозрачной структуры собственности: аэропортом владеет сеть офшоров на острове Мэн.
Профессор высшей школы экономики Анатолий Федоренко считает оптимальным объединение трех аэропортов. «Оперативнее происходила бы координация, было бы возможно возникновение совместных действий в затруднительных ситуациях», — сетует он.
Но аналитик «Атона» Никита Мельников знает, что, по оценке «Тройки», Домодедово должно было получить контрольный пакет в объединенной компании. «Поэтому решение было в пользу МАШ (Международный аэропорт Шереметьево) и Внуково. В него хорошо вписалась тема строительства третьей полосы в Шереметьево», — заметил эксперт.
Консолидация аэропортов была связана с планами правительства по строительству взлетно-посадочной полосы за счет бюджета в одном из московских аэропортов. Домодедово и Шереметьево спорили за госинвестиции.
На две полосы денег в бюджете нет, и государство, акционер международного аэропорта Шереметьево, изначально собиралось выделить деньги (около 40 млрд рублей) структурам МАШ. Строительство в Шереметьево, по экспертным оценкам, дороже плана Домодедово приблизительно на 40% из-за необходимости переселения жителей близлежащих деревень.
«В Домодедово очень рассчитывали на ВПП. Теперь аэропорт потеряет возможность быстрого роста. Но Домодедово останется вне конкуренции с Внуково и Шереметьево даже в плане обслуживания», — резюмирует Мельников.
Пантелеев прогнозирует консолидацию аэропортов московского узла «без особых сложностей, какие были бы с «Домодедово». «До 2020–2025 года на базе МАШ--Внуково возможен перевес по суммарным перевозкам. Но потом начнутся ограничения, поскольку наступит их физический предел развития», — ждет эксперт.
«Решение в пользу государства более правильно, поскольку государство смотрит на финансы как на средство развития, а частный сектор зарабатывает деньги для себя», — поддерживает Кирилл Таченников из UBS.
51% пассажиров проходят через московские аэропорты, авиаузел перенасыщен, и это тяжело и для Москвы, сетует Виталий Бордунов, эксперт Международной организации гражданской авиации. «Это создает проблемы, которые правительство должно решать. Но требуется системный подход к отрасли, а не решение вопросов только в Москве», — замечает он.
Андрей Рожков из «Метрополя» уверен, что авиакомпании не изменят политику из-за консолидации аэропортов: «Но если в будущем найдется зарубежная управляющая компания, то качество услуг улучшится, а цены снизятся».