Стокгольмский арбитраж запретил создание стратегического альянса корпораций ВР и «Роснефть». Концепция сделки предполагала обмен акциями между российской и британской корпорациями и совместную работу в Арктике.
«Сделку года» — так называли альянс высокопоставленные российские чиновники — оспорили партнеры BP по совместному предприятию ТНК-ВР — консорциум AAR (Alfa Михаила Фридмана, 25%, Access Industries Леонарда Блаватника, 12,5%, и Renova Виктора Вексельберга, 12,5%). Инвесторы из ААR владеют 50% ТНК-ВР и считают, что стратегический альянс BP с «Роснефтью» нарушал акционерное соглашение в рамках российско-британского СП. Документ предполагает реализацию нефтегазовых проектов ВР в России через ТНК-ВР, если российско-британское СП проявляет к ним интерес.
«Мы выиграли — суд запретил сделку», — заявил представитель консорциума Стэн Половец. Его слова подтвердил и пресс-секретарь AAR Михаил Лоскутов.
ВР отмечает: в решении суда говорится, что Стокгольмский арбитраж оставил в силе наложенный в январе запрет на завершение сделки в первоначальном виде — обмен акциями и сотрудничество на арктическом шельфе.
«Мы намерены обратиться за разъяснениями, может ли сделка состояться в другом виде — в частности, обмен акций отдельно от других элементов соглашения», — заявил «Газете.Ru» представитель ВР Владимир Буянов. По итогам суда ВР заявила о разочаровании тем, что в результате судебного иска ААР «важные для России, «Роснефти» и ВР соглашения пока не могут быть реализованы в первоначальной форме».
ВР ждет возможности разрешить разногласия с российскими партнерами, чтобы «в будущем осуществить эти важные проекты на российском арктическом шельфе», говорится в релизе ВР.
Но AAR подчеркивает, что Стокгольмский арбитраж признал альянс ВР и «Роснефти» нарушающим акционерное соглашение ТНК-ВР, и ВР не может продолжать реализацию ни одной из частей сделки.
AAR заявил, что ожидает от ВР безоговорочного выполнения решения суда. BP обещает отнестись к нему «с уважением».
ВР и «Роснефть» договорились о сотрудничестве в середине января. Предполагалось, что компании начнут совместные работе на шельфе Арктики (речь идет о трех участках в Карском море, общие запасы которых оцениваются в 5 млрд тонн нефти и 10 трлн кубов газа). Для этого планировали создать СП, в котором британская компания получит 33%, а российская — 66%.
В рамках альянса компании договорились провести обмен акциями: ВР должна была получить 9,5% «Роснефти», а российская госкомпания — 5% ВР.
Это вызвало возмущение со стороны российской части акционеров ТНК-ВР, они заявили, что, согласно акционерным соглашениям между AAR и ВР, британская компания обязана вести свой бизнес в России и на Украине только через ТНК-ВР. Консорциум подал иск в Высокий суд Лондона, который наложил временный запрет на завершение сделки, и передал дело в Стокгольмский арбитраж.
Ранее ТНК-ВР высказывала интерес к участию в альянсе ВР и «Роснефти» путем выкупа 5% акций британской компании для последующего обмена. Но против выступала и госкомпания, и лично вице-премьер правительства России Игорь Сечин. Госкомпания
мотивировала это тем, что у российско-британского холдинга нет ни опыта, ни технологий, ни персонала, необходимых для работы на шельфе.
В начале марта «Роснефть» заявила, что в споре между акционерами ТНК-ВР она занимает позицию невмешательства, но «любые действия, направленные на срыв сделки, наносящие ущерб «Роснефти», будут проанализированы, вследствие чего будут предприняты все исчерпывающие меры по защите прав своих акционеров со всеми вытекающими последствиями».
Получить комментарий «Роснефти» в четверг вечером не удалось.
Пресс-секретарь премьер-министра Владимира Путина Дмитрий Песков заявил в четверг, что правительство получило информацию о решении арбитража и теперь «нужно понять все детали».
Financial Times напоминает, что срыв сделки — это провал стратегии главы BP Роберта Дадли, который ранее возглавлял ТНК-ВР. Но международные инвесторы не считают, что решение стокгольмского арбитража — большая угроза для британской корпорации. Бумаги BP на Лондонской фондовой бирже закрыли сессию ростом на 2,26%, до $480 за акцию. Акции «Роснефти» рухнули на 4,11%, до $8,98 за депозитарную расписку.
С утра в пятницу падение котировок «Роснефти» на РТС опережает снижение рынка: к 12.03 мск акции потеряли 1 1,20%, тогда как индекс РТС — 0,17%.
Но аналитики Credit Suisse считают, что наступило время скупать акции ВР. «Это хорошая возможность для покупок», — говорится в отчете банка.
Аналитики уверены, что британский нефтегазовый концерн недооценен по сравнению с другими европейскими сырьевыми компаниями. Размер дисконта составляет около 18%, ВР торгуется с коэффициентом (капитализация к прогнозной годовой прибыли в 2011 году) на уровне 5,9. И в основном это связано с «публичным спором между ВР и российскими акционерами ТНК-ВР по вопросу создания альянса с «Роснефтью». «Самое худшее, что могло произойти, уже было заложено в стоимость акций», — пишут эксперты Credit Suisse, замечая, что бумаги ВP могут вырасти в случае изменения структуры акционерного капитала ТНК-ВР.