Следственный комитет и Федеральная служба безопасности обыскивают московские офисы «Мостостроя-13» — компании, выступавшей инфраструктурным подрядчиком «Газпрома» по проекту разработки Бованенковского месторождения. «Мостострой-13» прокладывал трассу Обская — Бованенково на Ямале.
Обыски проводятся по уголовному делу в отношении гендиректора «Мостостроя-13» Владимира Горшкова и гендиректора ООО «Сигма» Михаила Черепанова, а также еще «ряда неустановленных лиц», сообщил в среду представитель СК Владимир Маркин.
По версии правоохранительных органов, в период с сентября 2009 года по март 2010 года Горшков и Черепанов по предварительному сговору похитили по подложным договорам более 843 млн рублей, принадлежащих «Мостострою-13».
«В последующем подозреваемые Горшков, Черепанов и другие неустановленные лица путем перечисления на счета подконтрольных им подставных компаний легализовали похищенные ими денежные средства на общую сумму 743,3 млн рублей», — уточнил Маркин.
Осведомленный источник «Газеты.Ru» уточнил, что обыски в среду проводятся по «большому списку» адресов аффилированных с «Мостостроем-13» компаний. В частности, по данным источника, мероприятия проходят по адресам Гончарная набережная, 3, стр. 5, и улица Кржижановского, 7, корпус 2. В офисных зданиях по этим адресам расположены десятки организаций: несколько благотворительных фондов, инвестгруппа «Альянс», управление капитального строительства Московской федерации профсоюзов и Энергетический углеродный фонд. Телефоны этих организаций в среду днем не отвечали.
Украденные деньги «Мостострой-13» должен был направить на строительство объектов и сооружений на трассе Обская — Бованенково в ЯНАО. Железнодорожная ветка длиной 572 км служит для доставки на месторождения Ямала грузов и персонала.
Бованенковское месторождение располагается на Ямале, это один из крупнейших проектов «Газпрома». Запасы оцениваются в 4,9 трлн кубометров газа, проектная мощность добычи — 115 млрд кубов в год. Ввод месторождения в эксплуатацию запланирован на третий квартал 2012 года
Строительство финансирует «Газпромтранс» — дочерняя структура «Газпрома», объединяющая железнодорожные активы газовой монополии. Генеральным подрядчиком выступает компания «Ямалтрансстрой», которая принадлежит московскому ООО «Аксиома» (телефоны ООО в среду не отвечают). В наблюдательный совет инфраструктурной компании входит президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин. Связаться с ним в среду днем не удалось.
В списке аффилированных лиц «Мостостроя-13» указана компания «Нефтересурсы» (владеет контрольным пакетом). А долей в «Нефтересурсах», в свою очередь, владеет «Ямалтрансстрой». Блокирующий пакет акций «Мостостроя-13» принадлежит Павлу Небову, депутату думы Ямало-Ненецкого АО.
Кроме Небова в состав совета директоров «Мостостроя» входят представитель «Нефтересурсов», депутат гордумы Лабытнанги Игорь Варвянский, представитель «Ямалтрансстроя» Владимир Бузиян, Александр Ярмак и Виктор Будилов.
Телефоны «Мостостроя-13» и «Нефтересурсов» в среду не отвечали. В «Ямалтрансстрое» «Газете.Ru» сказали, что компании ничего не известно об обысках в «Мостострое-13»
В аффилированной с Небовым компании К2К отказались от комментариев.
По словам партнера Lidings Андрея Зеленина, присвоение и растрата крупной суммы может повлечь лишение свободы на срок до десяти лет и штраф в размере до 1 млн рублей.
«Дела такого рода весьма сложные, следствие должно тщательно собирать доказательства и не допускать процессуальных нарушений, — говорит юрист. — Дела разваливаются именно из-за подобных недочетов».
Ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России Рустам Танкаев отмечает, что следователям в данном случае будет сложно доказать факт хищения или растраты. «Само по себе строительство на трассе Обская — Бованенково крайне сложное, в первую очередь из-за вечной мерзлоты, — поясняет эксперт. — Многие технологические решения используются там впервые, и трудно оценить, сколько стоит их применение».