Болгария не погасила долг по проекту строительства нефтепровода Бургас --Александруполис. Вице-президент «Транснефти» (участвует в проекте со стороны России с «Роснефтью» и «Газпром нефтью») Михаил Барков заявил в понедельник, что официальная София до сих пор не перечислила 6 млн евро, хотя ранее акционеры договорились о том, что средства будут переведены до 20 марта. По словам Баркова, Болгария ссылается на «процедурные препятствия».
«У нас еще есть дополнительные средства, которых хватит примерно до июня», — уточнил Барков.
Бургас — Александруполис — стартовавший в 2008 году проект 280-километрового трансбалканского нефтепровода с пропускной способностью 35 млн тонн нефти в год и возможностью расширения до 50 млн тонн. Инвестпрограмму объемом $1 – $1,5 млрд должно реализовывать совместное предприятие Trans-Balkan Pipeline.
России принадлежит в СП 51%, Болгарии и Греции по 24,5%; российская доля поделена поровну между «Роснефтью», «Транснефтью» и «Газпром нефтью» посредством участия в капитале ООО «Трубопроводный консорциум «Бургас — Александруполис».
В нефтепровод планировали закачивать российскую нефть для доставки из болгарского Бургаса в греческий Александруполис. Основная задача — разгрузка проливов Босфор и Дарданеллы и транспортировка российского сырья в порты Средиземного моря
Представитель «Транснефти» Игорь Демин сообщил «Газете.Ru», что 28 марта Болгария должна дать заключение по ОВОС (оценка воздействия на окружающую среду) проекта. «Возможно, Болгария решила тогда же и перечислить деньги», — предполагает Демин.
В болгарском минфине не комментируют ситуацию.
По словам Демина, если средства не будут переведены 28 марта, российские акционеры начнут консервацию проекта: предполагается максимально урезать работы по проекту, в первую очередь сократив штат. Также будут снижены административные, организационные и другие расходы, в том числе затраты на аренду помещений; кроме того, запланирован перевод договорных отношений с контрагентами в состояние, не требующее регулярных выплат.
По словам Демина, если деньги от болгарских партнеров не поступят до июня, проект окончательно перейдет в «спящий» режим — штат будет сокращен до офиса из трех человек.
Глава Минэнерго России Сергей Шматко ранее не исключал выхода России из проекта. Сейчас в «Транснефти» говорят, что выход из проекта Бургас — Александруполис не планируется: по словам Демина, акционеры будут поддерживать его в замороженном состоянии до тех пор, пока Болгария не примет окончательного решения.
«Пока Болгария не проявляет активности в вопросе выплаты долга — очевидно, из-за сложной экономической ситуации. Но мы не можем платить за Болгарию, — заявил представитель «Транснефти». — Если Болгария не хочет платить и хочет выйти из проекта, она должна заявить об этом, и Россия выкупит ее долю».
Аналитик ИК «Алор-Инвест» Дмитрий Лютягин отмечает, что выкупать долю Болгарии при отсутствии положительного заключения по ОВОС не имеет смысла. «Болгары в основном высказывают претензии именно по поводу экологии, так что, если не будет разрешительного заключения по ОВОС, они просто откажутся от прокладки трубы через свою территорию», — пояснил Лютягин.
Но, даже если заключение по ОВОС будет положительным, Болгария вряд ли допустит прокладку трубы через свою территорию без акционерного участия. Константин Черепанов из UBS считает такую схему «не слишком реалистичной». «Иметь на своей земле трубопроводный проект, на 100% принадлежащий иностранным компаниям, рискованно как с политической, так и с экономической точек зрения, — поясняет аналитик. — Болгария будет против этого».
Пока очевидной необходимости в скорейшем запуске трубы Бургас — Александруполис нет, отмечают эксперты. А Демин говорит, что даже осенью, когда проливы Босфор и Дарданеллы максимально загружены кораблями, простой танкеров с нефтью не превышает недели. «Однако, когда будет расширена труба КТК (Каспийский трубопроводный консорциум), в Черном море окажется куда больше танкеров и время их простоя в проливах вырастет, и тогда понадобится альтернативный путь поставок», — говорит Демин.
Российско-турецкий проект нефтепровода Самсун — Джейхан едва ли станет альтернативой: по словам Демина, стоимость транспортировки нефти морем составляет $2 за тонну, по трубе Бургас — Александруполис $7–8, поставка тонны нефти по трубе Самсун — Джейхан обойдется, по расчетам, предоставленным Турцией, в $22–25 за тонну. «В такой ситуации время задержки танкеров в проливах должно вырасти до месяца — только тогда нефтяники предпочтут Самсун — Джейхан морскому пути».
Со временем ситуация с транспортом в Черном море действительно ухудшится, подтверждает Черепанов. «Диверсификации маршрутов поможет завершение проекта ВСТО и его интеграция в систему трубопроводов «Транснефти». Если привлекательность транспортировки по Черному морю снизится, компании могли бы перебросить часть объемов на восток», — говорит он.