Вслед за европейскими странами ядерные инвестпрограммы замораживают традиционные партнеры России в атомной энергетике — Китай и Венесуэла. Турция и Казахстан пока декларируют готовность строить новые АЭС, но эксперты не исключают пересмотра действующих контрактов.
Турция пока не намерена отказываться от продолжения сотрудничества с Россией в сфере атомной энергетики из-за ситуации на японской АЭС «Фукусима-1», заявил премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган на пресс-конференции по итогам переговоров с президентом России Дмитрием Медведевым. По словам главы турецкого правительства, в настоящее время обе страны продолжают строительство первой турецкой АЭС «Аккую». Казахстан также не боится строить атомную электростанцию после аварии на японской АЭС, заявил замминистра индустрии и новых технологий страны Дусенбай Турганов, выступая на совещании энергетиков в Астане.
«Известные всем события в Японии ускорили распространение радиофобии, — заявил он. — Однако Казахстану не следует отказываться от строительства, притом что все условия у нас для этого есть: по запасам урана мы на втором месте, по добыче — на первом».
Но радиофобия уже затронула традиционного партнера России — Китай, с которым в сентябре 2010 года был подписан контракт на разработку технического проекта второй очереди Тяньваньской АЭС (строительство первой очереди российский «Атомстройэкспорт» уже завершил). Сейчас в КНР действуют четыре АЭС, на которых эксплуатируются 13 атомных энергоблоков мощностью 10,8 ГВт; согласно планам пятилетки на 2011—2015 годы, общий объем атомных мощностей должен быть доведен до 40 ГВт.
Ранее Пекин на различных уровнях заявлял о том, что события в Японии не заставят Китай отказаться от развития атомной энергетики. Но в среду госсовет Китая распорядился усилить проверки безопасности действующих китайских АЭС и ввел временный запрет на утверждение новых проектов в сфере атомной энергетики, сообщает в среду агентство «Синьхуа».
«В настоящее время приостановить выдачу разрешений на развитие новых проектов в сфере ядерной энергетики, в том числе тех, разработка которых уже находится на начальном этапе», — говорится в сообщении, опубликованном по итогам заседания госсовета КНР под руководством премьера КНР Вэня Цзябао.
С похожим заявлением выступил и президент Венесуэлы Уго Чавес. По его словам, события в Японии «показали всему миру, насколько велик риск, связанный со строительством атомных станций». «Сейчас я приказал заморозить все, что мы сейчас разрабатываем в области мирного атома», — заявил он. В октябре прошлого года Венесуэла подписала соглашение с Россией о строительстве и эксплуатации АЭС. Первая атомная станция, согласно документам, должна появиться в Венесуэле до 2020 года.
Ученые говорят о реальной опасности землетрясений на восточном побережье Венесуэлы.
«Там есть угроза землетрясений магнитудой 7 на побережье. Кроме того, есть угроза цунами. Активность наблюдается и в западной части страны, на границе с Колумбией: там землетрясения 4,5—5 баллов. Мощность цунами зависит от условий в очаге землетрясения. Юг Венесуэлы совершенно спокоен, на нем можно строить все что угодно», — говорит профессор кафедры физики Земли СПб ГУ Татьяна Яновская.
Но руководитель российского представительства Института мировой безопасности Иван Сафранчук видит в заявлениях Уго Чавеса «популистский шаг на фоне аварии». «Чтобы заключить контракт с кем-то другим, необходимо время: это трудоемко. Смена партнера по строительству АЭС будет связана для Венесуэлы с финансовыми трудностями и затянет сроки реализации проекта. Но если цель — выторговать что-то у России, то Венесуэла может воспользоваться данной ситуацией», — заметил эксперт.
Ранее о намерении пересмотреть атомные программы заявил Таиланд. Кроме Турции и Китая российский «Атомстройэкспорт» возводит АЭС в Белоруссии, АЭС в Индии (АЭС «Куданкулам»), заканчивает работы на АЭС в иранском Бушере, а также участвует в строительстве атомной станции «Моховце» в Словакии. Существуют договоренности о возведении еще одной АЭС в Индии, Хмельницкой АЭС на Украине и станции во Вьетнаме.
В «Росатоме» не смогли оперативно прокомментировать возможность пересмотра действующих контрактов компании: представители компании в среду находились в Болгарии, где обсуждается проект строительства АЭС «Белене». Ранее болгарские власти говорили о возможном пересмотре формата строительства АЭС. «Не исключено, что в данных условиях вслед за Германией, Швейцарией и Венесуэлой намерениям пересмотреть или приостановить ядерно-энергетические программы могут последовать и другие страны», — заявил «Газете.Ru» пресс-секретарь входящего в «Росатом» «Техснабэкспорта» Сергей Ручкин.
Действующие и потенциальные контракты могут пересматриваться по параметрам безопасности, по срокам возведения АЭС и соответственно по цене, прогнозирует Константин Гуляев из ИГ (организация запрещена в России) «Капиталъ». «Контракты с учетом повышенных мер безопасности станут дороже, но совсем отказываться от атомной энергетики страны не станут. А заморозка проекта бывает дороже его строительства», — замечает эксперт.