По мере обострения проблем на пострадавшей от землетрясения японской АЭС «Фукусима» (агентство ядерной безопасности Франции во вторник повысило уровень опасности аварии на АЭС до шести баллов; максимальная угроза, 7 баллов, соответствует Чернобылю) Европа продолжает пересматривать национальные ядерные программы.
От Германии до Таиланда
На встрече экспертов-ядерщиков Евросоюза в Брюсселе отраслевые специалисты признали необходимость «обдумать, может ли Европейский союз отказаться от атомной энергетики».
С резким заявлением выступил еврокомиссар по вопросам энергетики Гюнтер Ойтингер.
Также во вторник канцлер Германии Ангела Меркель объявила о приостановке работы атомных электростанций, построенных до 1980 года, на 3 месяца.
Ранее Швейцария также решила приостановить ядерные программы в энергетике. А Австрия потребовала от ЕС провести стресс-тесты АЭС. Литва и международная экологическая организация Greenpeace призвали Белоруссию отказаться от планов по строительству первой в стране АЭС. Парламенту Украины оппозиционные депутаты предлагают денонсировать соглашение с Россией о достройке двух ядерных реакторов.
Радиации опасается не только Европа. Премьер Таиланда Абхисит Ветчачива заявил о намерении пересмотреть планы строительства пяти АЭС на территории королевства «в свете последних событий, происходящих в Японии». Аналогичные призывы звучат и в Бразилии. Южнокорейское правительство пообещало провести проверку важнейших объектов страны, включая атомные электростанции и крупные хранилища нефти и газа.
Под вопросом снова и проект АЭС «Белене», которую Россия строит в Болгарии. По мнению болгарских чиновников, он должен быть пересмотрен.
«Для АЭС «Белене» на данный момент нет европейского инвестора, только Россия проявляет интерес к ее строительству. Но после того, что случилось в Японии, этот проект, как и все другие, включая и строящиеся атомные электростанции, должны быть подвергнуты новому анализу в отношении их безопасности», — заявили во вторник в Еврокомиссии.
Но источник, близкий к «Росатому», говорит, что информация о пересмотре параметров строительства АЭС «Белене» не соответствует действительности. «Меры безопасности сопряжены с МАГАТЭ. Если организация пересмотрит требования, то мы тогда тоже можем их пересмотреть. Последний раз мы пересматривали нормы после аварии на Чернобыле. После этого у нас 110 бекеррелей на литр считается индексом радиационных отходов. В Норвегии 330 бекеррелей является нормой. Мы ужесточили меры и тем самым создали себе проблемы, так как это требует дополнительных затрат», — убежден источник.
А директор Центра информационно-выставочной деятельности «Росатома» Николай Шингарев сейчас в Софии, и, по его словам, «информация о пересмотре параметров строительства АЭС «Белене», скорее всего, не соответствует действительности». Шингарев говорит, что до 31 марта российские и болгарские специалисты должны подписать дополнение к соглашению с «Атомстройэспортом». «Если подпишут, то, соответственно, расторжения не последует. На политическом уровне это сейчас обсуждается. Если соглашение подписано не будет, то Россия будет требовать выплаты компенсации с Болгарии», — заметил он.
Возможный пересмотр параметров строительства Белене не предусматривает ужесточения мер безопасности, говорит Шингарев: 16 марта состоится оценочный форум по этому вопросу, на котором будут приведены соответствующие показатели.
Франция, где доля атомной энергетики в энергобалансе составляет около 80%, одна из немногих пока не собирается пересматривать программы, уверяя в безопасности своих АЭС.
Турция также не намерена отказываться от проекта строительства первой АЭС, который будет реализован с участием России, сообщил во вторник премьер-министр Тайип Эрдоган перед вылетом с рабочим визитом в Москву, несмотря на то что несколько турецких экологических и общественных организаций призвали местные власти отказаться от строительства АЭС в провинции Мерсин в связи с трагическими событиями в Японии. По их словам, АЭС «Аккую» будет строиться вблизи линии тектонического разлома, где может произойти сильное землетрясение.
Пресс-секретарь представительства ЕС в Москве Денис Даниилидис подтверждает: несколько стран в одностороннем порядке заявили о сворачивании своих программ: Германия ввела мораторий, Франция обсуждает вопрос пересмотра требований безопасности на АЭС.
«В скором времени, когда ядерный кризис, связанный с Японией, закончится, Еврокомиссия начнет обсуждать вопрос возможности существования без АЭС вообще. Эта тема уже готова для обсуждения», — обещает представитель Еврокомиссии.
Скорее всего, об этом впервые заговорят 24 и 25 марта на совете министров окружающей среды, говорит он. Кроме того, не исключено чрезвычайное собрание министров энергетики по инициативе Венгрии.
«Люди, которые не были в Чернобыле»
Россия тоже может пересмотреть систему безопасности на атомных объектах. Премьер Владимир Путин на совещании в Ново-Огарево потребовал от «Росатома» в течение месяца проанализировать планы по строительству АЭС в связи с событиями в Японии. «Прошу Минэнерго, «Росатом» и Минприроды провести анализ сегодняшнего состояния атомной отрасли и анализ планов, перспектив развития и в месячный срок предоставить результаты исследования в правительство», — сказал премьер- министр.
Но анализ состояния российских ядерных объектов не приведет к ужесточению мер безопасности на АЭС, надеется Николай Шингарев. Экс-глава Госатомнадзора Юрий Вишневский также не ждет кардинального изменения требований к системам безопасности российских АЭС. «Японские специалисты слишком доверились электронным технологиям. А в России все системы продублированы троекратно», — успокаивает он.
«Атомная энергетика – отрасль с максимальными требованиями к безопасности. Но они должны выполняться, а этого не хватает ни России, ни другим странам», — заметил эксперт, призвав ужесточить наказание за невыполнение этих требований. «Сейчас на АЭС пришли люди, которые не были в Чернобыле», — сетует эксперт.
На мировом уровне более строгие меры в области безопасности возможны. ««Например, возможно введение систем пассивного отвода тепла, которые уже есть в российских энергоблоках. Эти системы, возможно, будут введены повсеместно. Может повыситься шкала устойчивости», — не исключает Шингарев.
Без альтернативы
Источник, близкий к «Росатому», подтверждает возможность изменения требований со стороны стран-партнеров России, строящих АЭС. «Если заказчик захочет установить что-то дополнительно, ему, конечно, все это построят. Однако любые избыточные средства безопасности стоят денег. У нас система энергобезопасности занимает 40% стоимости АЭС», — предупредил он.
По мнению Шингарева, новые требования спровоцируют рост стоимости энергии, но «едва ли она превысит стоимость тепловой энергии». Другим следствием аварий на АЭС в Японии может стать рост цен на газ. «По имеющейся информации, Япония намерена закупить крупные объемы газа, чтобы компенсировать потерю АЭС. Это может привести к мировому росту цен на газ», — сказала пресс-секретарь еврокомиссара по энергетике Марлина Холцнер.
Но долгосрочной альтернативы атомной энергетике сейчас нет, полагают эксперты. «Станция справилась с землетрясением, но ее подкосила цунами, — объясняет руководитель аналитического управления ИФК «Алемар» Василий Конузин. — Удалось не допустить взрыва ядерного топлива внутри реактора».
От стихии же может пострадать любой стратегический энергообъект. Например, авария на ГЭС может привести к едва ли не более серьезным последствиям для населения и экологии из-за разрушения плотины, добавляет директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин.
Но паника уже привела к падению акций компаний, экспортирующих уран: в лидерах падения оказались BHP и Uranium One. А количество потенциальных контрактов на строительство АЭС в мире в ближайшие годы, вероятно, сократится, прогнозирует Конузин.