Росавиация рекомендовала авиакомпаниям с июля 2011 года приостановить эксплуатацию Ту-154М, пока на них не будут произведены необходимые доработки. «Росавиацией предъявлены дополнительные требования к разработчикам и предприятиям-производителям по доработке конструкции и выпуску бюллетеня обязательного применения», — сообщил в пятницу глава Росавиации Александр Нерадько на заседании коллегии ведомства. «Некоторым самолетам Ту-154М необходима доработка сигнализационных систем и компрессоров — необходимо устранение тех недостатков, которые приводили к аварийным посадкам этих самолетов», — пояснил советник руководителя Росавиации Сергей Извольский.
Это решение было принято в связи с крушениями Ту-154М в Иране в июле 2009 года, самолета компании «Авиалинии Дагестана» в аэропорту Домодедово в декабре 2010 и инцидентом с машиной той же модели, принадлежавшей авиакомпании АЛРОСА, в Ижме, добавил Нерадько.
«Решение несет рекомендательных характер, однако если авиакомпании вовремя не организуют доработку судов, то Росавиация введет запрет перелетов на них», — сообщил Извольский.
По данным Росавиации, больше всего самолетов Ту-154М в России эксплуатирует авиакомпания «Ютэйр» — пятнадцать. Семь таких судов имеется в парке ФГУАП «Кавминводыавиа», по пять у «Авиалиний Дагестана», АЛРОСА и авиакомпании «Якутия», четыре у «Уральских авиалиний», два у авиакомпании «Татарстан». Всего, по данным экспертов, российскими авиакомпаниями эксплуатируется 75 самолетов Ту-154М.
Директор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак полагает, что запрет на эксплуатацию Ту-154М не ухудшит ситуацию с авиаперевозками в России.
Многие крупные авиаперевозчики, такие как «Сибирь» (в ноябре 2008 года), «Аэрофлот» (в декабре 2009), уже отказались от этих самолетов в силу их экономической неэффективности — большого расхода топлива, дорогого обслуживания, убыточной эксплуатации,
объясняет эксперт. Авиакомпании, которые их эксплуатируют, тоже смогут найти им замену, считает Рыбак. ««Ютэйр» содержит их в очень хорошем состоянии, они доработаны до европейских требований. Но если придется снимать эти самолеты, то она достаточно быстро заменит их. К концу года самолетов Ту-154М у них останется всего несколько штук, — прогнозирует эксперт. — А такие компании, как «Кавминводыавиа», хотя и имеют внушительное количество самолетов, не используют их как основные суда». Причина — рост цен на топливо. Сейчас оно стоит около 25 тысяч рублей за тонну, в то время как осенью прошлого года цена составляла 14 тысяч, отмечает эксперт. «Если рост цен будет продолжаться, то коммерческая эксплуатация самолетов может стать невозможной. Это более существенный фактор отказа от этой модели самолета», — отмечает он.
Руководитель аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев считает, что отказ от эксплуатации Ту-154М не будет столь безболезненным.
Альтернатива самолету — Boeing 737 и Airbus 319 и 320. «Но они не имеют такой популярности, как Ту-154М», — говорит Пантелеев. — Доработка же самолетов в любом случае обойдется дорого».
И вопрос, за чей счет проводить доработки, остается открытым, отмечает Рыбак.
В «Ютэйр», а также в «Авиакоре», который занимается строительством и ремонтом Ту-154М, не смогли оперативно предоставить комментарии на эту тему.