Россия может отказаться от реализации проекта трансбалканского нефтепровода Бургас — Александруполис, подтвердил в пятницу министр энергетики Сергей Шматко. По словам чиновника, труба «экономически целесообразна», но официальная Москва не делает ставку на проект и готова выйти из него, «задействовав механизмы выплаты компенсации».
«Статус проекта сегодня такой, что мы практически заморозили всю деятельность, ждем окончательных официальных решений болгарского правительства. Исходим из того, что есть соответствующие межправительственные, корпоративные соглашения. Будем вести себя в соответствии с ними, в том числе возможны варианты выхода», — объяснил Шматко.
Бургас — Александруполис — стартовавший в 2008 году проект 280-километрового трансбалканского нефтепровода с пропускной способностью 35 млн тонн нефти в год и возможностью расширения до 50 млн тонн. Инвестпрограмму объемом $1 — $1,5 млрд должно реализовывать совместное предприятие Trans-Balkan Pipeline.
России принадлежит в СП 51%, Болгарии и Греции по 24,5%, российская доля поделена поровну между «Роснефтью», «Транснефтью» и «Газпром нефтью» посредством участия в капитале ООО «Трубопроводный консорциум «Бургас — Александруполис».
В нефтепровод планировали закачивать российскую нефть для доставки из болгарского Бургаса в греческий Александруполис. Основная задача — разгрузка проливов Босфор и Дарданеллы и транспортировка российского сырья в порты Средиземного моря.
В пятницу Шматко уточнил, что «абсолютно не исключает» выхода из трубопроводного проекта.
Ранее в «Транснефти» говорили о сложностях с финансированием проекта. Болгария и Греция не проводят платежи, долг стран достиг 7,3 млн евро и 1,269 млн евро соответственно. Сейчас оператор трубы Trans-Balkan Pipeline реализует программу сокращения издержек.
17 февраля 2011 года акционеры проекта договорились о выплате Болгарией задолженности на 6,2 млн евро до 20 марта 2011 года. Вице-президент «Транснефти» Михаил Барков заявил, что если с болгарской стороны «не будет позитива по проекту, страна не выплатит долг и не выдаст положительное заключение по ОВОС (оценка воздействия на окружающую среду), будет принято решение о переводе компании в «спящий» режим».
Официальный представитель «Транснефти» Игорь Демин уточнил, что Греция также обязалась выплатить более 1 млн евро к указанному сроку. Если этого не случится, Россия заморозит проект, говорит он: останется офис под руководством трех человек. «Но это не означает, — подчеркнул Демин, — что Россия отказывается от проекта».
«У нас есть возможность подождать с увеличением экспортных мощностей из черноморского залива, — заметил представитель «Транснефти». – Мощности потребуются в перспективе». По его словам, российская трубопроводная компания рассматривает «альтернативные возможности, например турецкие предложения, но пока проект «Бургас» является наиболее интересным, хотя и не первостепенным».
Старший аналитик «ВТБ Капитала» Лев Сныков считает, что сейчас миллиардные инвестиции в трансбалканский трубопроводный проект не оправданы. «У России нет проблем с нефтью и есть много альтернативных транспортных проектов», — заметил аналитик. В 2009 году Россия присоединилась к турецкому трубопроводному проекту Самсун — Джейхан (соединяет побережья Черного и Средиземного морей на территории Турции, инвестпрограмма около $2 млрд).
Сложности в процессе строительства болгарской трубы стали возникать с лета 2009 года. Тогда правительство Болгарии возглавил Бойко Борисов. Премьер потребовал провести ревизию российско-болгарских проектов. В частности, официальная София потребовала гарантий экономической целесообразности и повышения экологических стандартов проекта.
Атташе болгарского посольства в Москве Валентин Георгиев затруднился оперативно прокомментировать перспективы трубопровода и срок выплаты задолженности.
Шматко не исключает, что Россия будет требовать компенсации за срыв проекта. «Очевидно, если будет официально объявлено, что этот проект не будет реализовываться, это допустимо», — сказал министр.