Обыски в офисе «Интеко», расположенном в Никитском переулке, 5, заняли весь день. Следственные мероприятия начались утром. По неофициальной информации, сотрудников компании закрыли в одной комнате, запретив снимать происходящее на мобильные телефоны и другую технику, и не объяснили, что происходит. По общему телефону компании «Газете.Ru» сказали, что не могут предоставить информацию об обысках, позже этот телефон перестал отвечать.
Вечером официальный представитель «Интеко» Геннадий Теребков сообщил, что в офисе до сих пор работают представители Следственного комитета при МВД. «В рамках проведения проверки по одному из уголовных дел запросили ряд документов, которые им оперативно предоставляются», — рассказал Теребков. По его словам,
никаких уголовных дел в отношении «Интеко», сотрудников или руководства не возбуждалось. «Для этого нет оснований. Деятельность компании осуществляется в соответствии с законодательством России», — отметил представитель компании.
На плановую работу офиса обыски не повлияли, уверяет Геннадий Теребков. Сотрудники продолжают работать. «Хотя, безусловно, сначала они были немного взволнованы», — не отрицает он.
Обыски в «Интеко» проводит Следственный комитет МВД при содействии сотрудников ОМОН, сообщила «Газете.Ru» официальный представитель ведомства Ирина Дудкина. Следственные мероприятия проходят по делу о хищении 13 млрд рублей из Банка Москвы. Уголовное дело против сотрудников Банка Москвы было возбуждено в конце 2010 года. Главное следственное управление ГУВД Москвы расследовало их причастность к выдаче кредита для финансирования одной из сделок «Интеко».
Летом 2009 года, в разгар финансового кризиса, «Интеко» продала 58 гектаров земли на западе Москвы. Участок, ограниченный Мичуринским проспектом, улицей Лобачевского и Киевской железной дорогой, принадлежал ООО ТД «Раменское» — «дочке» «Интеко». Компания планировала построить на нем комплекс «Сетунь-Хиллс» на 729 тысяч кв. м жилья, но проект не был реализован.
Участок у «Интеко» купило неизвестное ЗАО «Премьер Эстейт». Компания была учреждена за 3 месяца до сделки. Ее уставный капитал составлял 10 тысяч рублей. Тем не менее «Премьер Эстейт» смог получить в Банке Москвы кредит на 13 млрд рублей на покупку земли.
Одновременно с договором о кредите ЗАО «Премьер Эстейт» заключило с банком договор залога ценных бумаг — акций ЗАО «Премьер Эстейт» общей стоимостью 10 тыс. рублей.
По данным следствия, представители «Премьер Эстейт» обратились в банк с заявлением о выдаче кредита, «не имея намерений и реальной возможности исполнения обязательств по договору».
На расчетном счете компании было недостаточно средств для обеспечения обязательств по кредитному договору на момент его заключения. Позже на счет заемщика поступили средства, но потом часть из них была списана «в виде безвозмездной помощи в пользу третьего лица».
Следователи считают, что сотрудники банка знали о недостоверности предоставленных сведений о предмете залога, служащего обеспечением кредита. Они «ввели в заблуждение руководство банка, обманув, таким образом, последних о консолидированном уровне кредитного риска по заключаемому договору и сведениях о предмете залога», отмечается в постановлении.
В Банке Москвы утверждают, что кредит для ЗАО «Премьер Эстейт» был оформлен с соблюдением всех законодательных норм и процедур. «Кредит был выдан в рамках обычной банковской деятельности по кредитованию корпоративных клиентов. Кредит обеспечен залогом земельного участка, обслуживается и направлен на развитие жилищного строительства в Москве. Кадастровая стоимость участка превышает сумму кредита. Эта история неоднократно проверялась различными службами и закрывалась в связи с тем, что нарушений обнаружено не было», — уверяли в Банке Москвы.
По экспертным оценкам, сумма сделки по продаже земли «Премьер Эстейт» превышала средние цены на кризисном рынке в 4—6 раз.
В ходе следствия также проверяется версия об использовании бюджетных средств правительства города Москвы в процессе кредитования ЗАО «Премьер Эстейт», сообщает следственный комитет МВД.
Деньги на счета компаний — партнеров «Интеко» по сделке пришли 3 июня, за 3 недели до объявления о продаже участка. В этот же день — 3 июня — Мосгордума одобрила решение городского правительства о взносе в уставный капитал Банка Москвы 14,99 млрд рублей в рамках выкупа 75% акций допэмиссии. Деньги были направлены через департамент имущества Москвы.
В правоохранительных органах подозревают, что на финансирование сделки были направлены именно эти деньги из московского бюджета.
«Таким образом, неустановленные лица из числа сотрудников Банка Москвы и ЗАО «Премьер Эстейт» незаконно приобрели право на чужое имущество, а именно денежные средства Банка Москвы в размере 12,76 миллиарда рублей, принадлежащие правительству Москвы, что является особо крупным размером», — полагает следствие.
«Впоследствии денежные средства, полученные по данному кредиту, были перечислены на личный счет Батуриной Елены Николаевны», — подчеркивается в сообщении Следственного комитета МВД. Вырученные деньги Елена Батурина направила на погашение долгов.
«Я абсолютно точно знаю, что эти обыски не имеют никакого отношения ни к нам, ни к Банку Москвы. Это просто заказ и давление на нас», — цитирует главу «Интеко» Елену Батурину «Интерфакс». Банк Москвы «не считает себя потерпевшим, так как никакого хищения денежных средств не было».
«Банк Москвы не считает правильным комментировать действия следственных органов. Любые обвинения в адрес банка — лишь измышления определенных сторон. Такие выводы должны быть доказаны в суде. Единственным подтверждением обоснованности любых обвинений может быть вступившее в законную силу решение суда», — говорится в сообщении Банка Москвы.
«Все понимают, что так и было: помогли, и известно кому. И никто никаких вопросов не задавал, — заявил источник «Газеты.Ru» в Мосгордуме. —
Если сейчас будет доказано существование группы, осуществившей преступление по предварительному сговору, то отвечать будет лицо, подписывавшее эти документы». Возможно, что вопросы возникнут и к чиновнику, возглавлявшему тогда экономический блок мэрии, предположил собеседник.
Впрочем, экс-пресс-секретарь Юрия Росляка, руководившего на тот момент экономическим блоком, Леонид Браткин уверен, что такого не может быть. Он обратил внимание на то, что «Премьер Эстейт» получил не бюджетный, а банковский кредит. А бюджетные средства были выделены банку на допэмиссию, что нарушением закона не является, говорит Браткин.
Что до Мосгордумы, то в ней уж точно никто не мог знать о судьбе выделенных банку средств, считает источник. Депутаты просто, как обычно, проголосовали за предложенное им исполнительной властью.
До отставки своего мужа Юрия Лужкова с должности мэра Москвы Елена Батурина активно развивала девелоперский бизнес. «Елена Батурина входила в самые сложные проекты и быстро получала необходимые согласования для строительства, которых другие компании ждут не менее шести месяцев», — вспоминает руководитель одной из компаний по управлению недвижимостью.
Через три месяца после отставки Лужкова «Интеко» ушла из одного из крупнейших девелоперских проектов Москвы, которые предполагал освоение около 100 гектаров в районе Ходынского поля и Ленинградского проспекта. Реализацией проекта занималась Объединенная авиастроительная корпорация, «Интеко» разрабатывала концепцию. В ОАК сообщили, что проект заморожен и круг участников будет определен позже.
Источник на рынке девелопмента рассказал «Газете.Ru», что «Интеко» также потеряла «крупный инфраструктурный контракт с правительством Москвы стоимостью в десятки миллиардов рублей». «Сейчас идут переговоры о вхождении в проект других девелоперских структур», — рассказал источник, не уточнив, о каких структурах идет речь. Елена Батурина пыталась продать бизнес частями. Среди претендентов на активы «Интеко» назывались владелец Coalco Василий Анисимов, близкая «Газпрому» управляющая компания «Лидер», структуры, аффилированные с Сулейманом Керимовым, совладелец трейдинговой компании Gunvor Геннадий Тимченко, структуры, близкие к банку «Россия», и государственный ВТБ.
По неофициальной информации, Василий Анисимов готов был выкупить активы «Интеко» за $400 млн. На переговоры с Еленой Батуриной предприниматель летал в Вену, передавали информагентства. В «Интеко» информацию о возможной продаже бизнеса опровергают и утверждают, что стоимость компании «очевидно гораздо выше, чем $400 млн».
Стоимость строительного бизнеса Елены Батуриной эксперты оценить не могут. «В деятельности «Интеко» принципиальным был административный ресурс. После отставки Юрия Лужкова он исчез», — констатирует руководитель одной из компаний по управлению недвижимости.
«Сейчас переговоры о возможной покупке активов «Интеко» приостановлены», — знает руководитель одной из девелоперских компаний.
«Для России характерна ситуация, когда на потенциального продавца напускают милицию, чтобы он понял, что может лишиться своего бизнеса бесплатно, и был сговорчивее, — отмечает партнер юридической фирмы UDP Consulting Илья Новиков. — Но сейчас речь идёт о слишком крупном расследовании и слишком крупной сделке. Я не могу припомнить случая, чтобы давление через милицию использовалось в истории, где бы фигурировала подобная сумма».
«Мне видится здесь экономическая подоплека — желание отнять бизнес у Батуриной. И таким образом на нее просто оказывается давление, — заявил «Газете.Ru» лидер «Яблока» Сергей Митрохин. — Нам известно о множестве махинаций, которые позволяли обходить закон. Но, к сожалению, все применявшиеся схемы закону не противоречат».
Следственный комитет при МВД ведет расследование и по поводу других кредитов, предоставленных Банком Москвы компании «Интеко», сообщил в четверг Михаил Бесхмельницын, аудитор Счетной палаты, которая также проверяет деятельность банка.
«Могу сказать, что кредиты, предоставленные банком компании «Интеко», значительно превосходят озвученную на сегодняшний день сумму в 13 млрд рублей», — отметил аудитор.