Литва пожаловалась на «Газпром» в Еврокомиссию. Литовское министерство энергетики считает, что российский холдинг злоупотребляет доминирующим положением, и просит инициировать расследование по этому поводу.
«Мы считаем, что «Газпром» путем экономического и политического шантажа стремится пресечь полноценную конкуренцию, появившуюся среди поставщиков природного газа, — заявляет глава министерства Арвидас Сякмокас. — Такими действиями исключается возможность реальной конкуренции и создается помеха созданию европейского газового рынка».
Литва просит обязать «Газпром» применять при поставках газа «прозрачную, честную и недискриминационную политику». Условия поставок российского газа должны быть обоснованы исключительно экономическими аргументами, заявило министерство.
Литва надеется, что внимание ЕК защитит республику от дальнейшего экономического давления, что позволит ей реорганизовать свой газовый сектор в соответствии с требованиями Третьего энергетического пакета Евросоюза.
Именно Третий энергопакет, который активно поддерживает Литва, и стал причиной ее конфликта с «Газпромом». Документ ограничивает права иностранных инвесторов. Он гласит, что одна и та же компания не может одновременно заниматься добычей, транспортировкой и продажей углеводородного сырья.
Если Литва введет в действие на своей территории положения Третьего энергопакета, это ударит по интересам «Газпрома». Сейчас российская монополия и германская E.ON контролируют литовскую газотранспортную сеть («Газпрому» принадлежит 37,1% литовского газового госконцерна Lietuvos dujos, E.ON — 38,9%).
Если Lietuvos dujos будет разделена на транспортную и торговую компании, как это предусматривается энергопакетом, контроль «Газпрома» над литовской ГТС будет потерян.
Пакет должен вступить в силу в марте следующего года, но предусмотрен адаптационный период — два года.
Еще в августе прошлого года «Газпром» отправил письмо на имя литовского премьер-министра Андрюса Кубилюса, в котором отметил, что Литва не ведет переговоров с держателями акций, а предлагаемая реформа нарушает права монополии как акционера, а также российско-литовский договор о поощрении инвестиций. «Газпром» даже обещал обратиться в международный арбитраж, хотя до этого дело не дошло.
«Газпром» и E.ON настаивали на том, что Литва должна воспользоваться исключением из Третьего энергопакета и отложить реорганизацию газового сектора до тех пор, пока остается рынком с единственным поставщиком газа, то есть «Газпромом». Но в конце прошлого года Еврокомиссия заявила, что Литва воспользоваться исключением не сможет.
А в декабре зампред правления «Газпрома» Валерий Голубев заявил о понижении цен на газ для Эстонии и Латвии на 15%, так как эти страны согласились увеличить объемы закупок до уровня 2007 года. Оснований снижать цены для Литвы нет, добавил он. Литва в ответ назвала действия «Газпрома» экономическим шантажом, связанным именно с принятием Третьего энергопакета.
«Логика Литвы понятна, но это абсолютно внерыночная логика, — сказал «Газете.Ru» официальный представитель «Газпрома» Сергей Куприянов. — Если нам ухудшают условия работы в стране, почему мы должны предоставлять этой стране скидку?»
Страны Балтии закупают российский газ по самым высоким ценам (около $340 за 1 тыс. кубов), причем Литва контрактует больше, чем Эстония и Латвия вместе взятые (в 2009 году 2,9 млрд кубов, 0,8 млрд кубов и 1,1 млрд кубов соответственно). Но объемы все равно невелики: Германия, например, закупает более 20 млрд кубов в год. Скидка в 15% позволила бы Литве сэкономить около $148 млн.
Эксперты сомневаются, что подача жалобы в ЕК даст реальные результаты. «Еврокомиссия — внутренний орган Евросоюза, — напоминает партнер юридической фирмы Lidings Андрей Зеленин. — Сомневаюсь, что ЕК сможет как-то повлиять на «Газпром». Обращение в ЕК — скорее политический ход Литвы, и не стоит ждать каких-то реальных мер по отношению к российской компании».
Аналитик UBS Константин Черепанов также считает, что Литва ничего не добьется. «Позиции «Газпрома» достаточно защищены, — говорит эксперт. —
С точки зрения права предоставление скидки одному контрагенту вовсе не означает, что такая же скидка должна быть предоставлена другому.
Кроме того, Литве будет весьма сложно доказать, что «Газпром» не дал ей скидку именно из-за введения положений Третьего энергопакета».
«Еврокомиссия — неверный адрес для жалобы, — говорит глава East European Gas Analysis Михаил Корчемкин. — Обращаться надо было в арбитражный суд, который предусмотрен контрактом (скорее всего, это Стокгольмский)».
Но шансов сохранить контроль над литовской ГТС у «Газпрома», по мнению эксперта, нет: «Монополия будет продавать газ по максимальной цене, пока это будет возможным, но потом уступит литовский рынок конкурентам — СПГ, поставляемому через будущий терминал в Клайпеде из Норвегии, Катара, Алжира, Египта. Выбор поставщиков достаточно широкий».