Котировки «Роснефти» значительно выросли на новости об обмене акциями с британской ВР. К закрытию российского рынка цена акций госкомпании на ММВБ поднялась на 5,35% — до 244,95 рубля за штуку. Если к окончанию торгов в пятницу 9,5-процентный пакет «Роснефти» (именно столько получит ВР) оценивался в 234,1 млрд рублей ($7,815 млрд), то теперь он стоит 247,2 млрд руб. ($8,25 млрд по курсу ЦБ). На РТС бумаги госкомпании прибавили в цене 5,38%. Акции «Роснефти» стали драйвером роста всего российского рынка в понедельник: индекс РТС перешагнул отметку 1900 пунктов, ММВБ — 1770.
«Для «Роснефти» позитивом стало то, что теперь она разделит с ВР риски, связанные с работой на арктическом шельфе,
— объясняет оптимизм инвесторов аналитик UBS Константин Черепанов. — Изначальная конфигурация сделки предполагает, что геологоразведку на первом этапе финансирует ВР». Кроме того, теперь интересы миноритариев «Роснефти» будут больше защищены, так как в качестве миноритарного акционера выступает одна из крупнейших мировых компаний, отмечает эксперт. Это также толкает котировки вверх.
Свою роль сыграл и тот факт, что 9,5-процентный пакет «Роснефти» по меньшей мере два года не попадет на рынок, считает Лев Сныков из «ВТБ-Капитал». «Были такие опасения, но по соглашению компаний в течение как минимум двух лет акции, которые подлежат обмену, не могут быть проданы, — говорит эксперт. — Это также добавляет позитива котировкам «Роснефти».
Акции ВР демонстрируют иную реакцию. В течение дня их стоимость стабильно падала. В понедельник торги начались по цене в 5,1 фунта стерлингов за акцию, к 18.45 мск одна акция ВР в Лондоне стоила 5,018 фунта. Таким образом, подлежащий обмену пакет в 5% подешевел с 5,042 млрд фунтов ($8,01 млрд) до 4,961 млрд фунтов ($7,88 млрд).
Но цена пакета все равно остается выше, чем зафиксированная в конце торгового дня пятницы, — 4,938 млрд фунтов стерлингов ($7,85 млрд). «Так что нельзя сказать, что инвесторы негативно воспринимают сделку ВР по обмену акциями с «Роснефтью»,
— говорит Сныков. А снижение котировок в понедельник может объясняться тем, что ТНК-ВР настороженно отнеслась к сделке и сейчас проверяет ее на предмет соответствия акционерного соглашения, считают эксперты. «Но мы полагаем, что сделка состоится, так как уверены, что она была заранее обговорена со всеми заинтересованными сторонами, в том числе с ТНК-ВР», — отмечает Сныков.
Сделка вызвала недовольство не только ТНК-ВР. Американские конгрессмены заявили, что сделку следует проверить самым тщательным образом, в частности, как повлияет обмен акциями ВР с «Роснефтью» на деятельность BP America. А бывший глава ЮКОСа Михаил Ходорковский предупредил инвесторов ВР о том, что «активы «Роснефти» украдены». Впрочем,
директор Group Menatep Тим Осборн, представляющий интересы акционеров ЮКОСа, сообщил «Газете.Ru», что не намерен предпринимать никаких шагов в связи со сделкой по обмену акций российской и британской компаний.
«Мы не собираемся оспаривать эту сделку, — заявил Осборн. — Но представляется интересным, как BP удалось так быстро и активно развернуться на российском рынке. Странным и разочаровывающим выглядит поведение британского правительства, которое поддержало эту сделку, несмотря на нарушения прав и свобод человека в России».
Глава отдела по управлению активами банка Goldman Sachs Джим О'Нил считает, что соглашение о стратегическом сотрудничестве ВР и «Роснефти» говорит об укреплении доверия инвесторов к России. «Этой сделкой могут быть недовольны в Вашингтоне, особенно в свете того, что нынешний американский глава BP Роберт Дадли подвергся в свое время таким нападкам в России, — заявил О'Нил. — Но эта сделка — знак того, что доверие лидеров мировой экономики к ведению бизнеса в России постепенно возвращается».
Соглашение об обмене акциями «Роснефть» и ВР подписали в прошлую субботу. Компании договорились вместе осваивать российский арктический шельф (три Восточно-Приновоземельских участка). Будет создана совместная операционная компания, в которой 67% будет принадлежать «Роснефти», а 33% — BP и которая будет заниматься разведкой, добычей и сбытом углеводородов. Первоначальные инвестиции в проект составят от $1,4 до $2 млрд. В рамках сотрудничества «Роснефть» получит 5% (988 694 683) обыкновенных голосующих акций ВР, а британская компания — 9,5% (1 010 158 003) акций «Роснефти».
Глава «Роснефти» Эдуард Худайнатов заявил в понедельник, что
компания не будет докупать свои акции с рынка: необходимый для обмена пакет есть у «Роснефти» в наличии. Речь идет о казначейских акциях (9,44%), этот пакет «Роснефть» приобрела в ходе распродажи имущества обанкротившегося ЮКОСа.
Худайнатов также сообщил, что позднее компании обсудят взаимное участие в их советах директоров. «Потенциально компании могут получить по одному месту в совете директоров друг друга, — говорит Черепанов. — При этом шансы BP получить место в совете директоров «Роснефти» выше, чем у «Роснефти» — в совете директоров BP». Впрочем, аналитик полагает, что эти вопросы в любом случае будут согласованы.