Чиновники Управления добросовестной конкуренции (OFT) Великобритании возбудили первое дело против пиар-менеджеров и блогеров за размещение проплаченных постов, рекламирующих товары в личных дневниках. Антимонопольное ведомство требует от блогеров, которые пишут платные посты, маркировать рекламу.
Посты без данных указаний OFT считает «вводящими в заблуждение».
Требование будет касаться социальных сетей и микроблогов, прежде всего Twitter. OFT провело расследование и возбудило дело против пиар-компании Handpicket Media, которая регулярно платила известным блогерам деньги за рекламу в постах. В заявлении OFT говорится, что интернет-реклама в сети без соответствующего указания «нарушает принципы добросовестной конкуренции».
Такая форма интернет-рекламы начала набирать активные обороты в Великобритании после того, как ее эффективность оценили бренд-менеджеры Range Rover. Около 40 звезд написали посты об автомобилях в своих Twitter. Модельер Генри Холлэнд, имеющий более чем 133 000 читателей, написал: «НЕ МОГУ ДОЖДАТЬСЯ МОЕГО НОВОГО Range Rover!!!» А на прошлой неделе стало известно, что музыкант Кертис Джеймс Джексон, более известный как 50 Cent, вызвал рост стоимости акций фонда H&H Imports своими записями на Twitter. Акции компании взлетели на 290% после того, как певец неоднократно прорекламировал испытывающую финансовые затруднения корпорацию на своей страничке.
«Знаменитости могут оказывать огромное влияние на людей — неважно, по телевизору или в Twitter, — заявляет генеральный директор рекламного агентства Ad.ly Арни Гуллов-Сингх. — И могут получать за это хорошие деньги. Звезды, такие как Снуппи Дог, могут заработать до $3000 за рекламный пост. А звезда реалити-шоу Ким Кардашьян может получать до $10 тысяч за рекламный пост».
«И цена продолжает расти. Наиболее эффективные могут получать шестизначную сумму в год, а некоторые шестизначную сумму в квартал», – добавляет эксперт.
«Еще год назад знаменитости боялись продавать свою репутацию, но, когда они увидели, как легко можно заработать до $5000 за сообщение, они повалили валом», — рассказывает он.
Британский медиааналитик Марк Борковский считает, что, несмотря на действия OFT, реклама в твитах будет получать все большее распространение в Великобритании.
«Решение британских специалистов похоже на очередную истерию на тему контроля за интернетом», — резюмирует блогер Рустем Адагамов. По его словам, такой запрет не даст результата из-за большого числа анонимных блогов. «И тем более аккаунтов в Twitter», — добавляет он.
Преследование пользователей за размещение рекламных материалов в собственных блогах — это дело самих социальных сервисов, пользовательские соглашения которых такие записи нарушают, считает управляющий партнер юридической компании «Сенешаль Нейман» Павел Шинкаренко.
Блогер Сергей Мухамедов уверен в неэффективности решения британских чиновников. «В Москве собакам было официально запрещено пачкать улицы. Но они на это не обратили внимания», — скептичен он.
Проблема «заказных» постов актуальна и в российской блогосфере. В начале декабря 2007 года у нескольких популярных российских блогеров появились практически идентичные по своему содержанию ЖЖ-посты со «скрытой рекламой» магазинов «Утконос». Пользователи ЖЖ ответили на рекламную кампанию многочисленными пародиями и ехидными комментариями. После по блогосфере проходили «волны» рекламы разнообразнейших товаров, от внутрижелудочных баллонов и программ похудения до McDonald's. Летом 2010 года появилась информация, что МВД платит блогерам за позитивные публикации о милиции.
По оценке блогера Антона Носика, объем рынка рекламы в блогах рунета сейчас составляет до $10 млн. «Переход к цивилизованным форматам работы позволит сегменту социальной рекламы собирать до 10% от общего объема рекламных сборов в интернете». Впрочем «пока в России нельзя быть уверенным в том, что даже с доходов от официальной рекламы выплачены налоги», — добавляет он. Всего, по данным Ассоциации коммуникационных агентств России, за 9 месяцев 2010 года объем рекламных сборов в интернете вырос на 37%, до 18,6 млрд рублей.
В России блогосфера не регулируется законодательством, напоминает управляющий партнер группы юридических и аудиторских компаний «Содействие бизнес-проектам» Ольга Пономарева. «В России, в отличие от зарубежных стран, нет органа, который бы регулировал и контролировал информационное влияние знаменитостей в блогосфере», — добавляет она.
Сергей Мухаммедов опасается, что попытки установить более жесткий контроль над интернетом в России могут препятствовать свободе слова. «Увидев в блоге Навального название какого-либо бренда, чиновники смогут воспользоваться этим для давления», — предупреждает Сергей Мухаммедов. Адвокат Алексей Навальный часто пишет в своем блоге разоблачительные посты об известных компаниях, таких как «Роснефть», ВТБ и «Транснефть».