Итальянская авиакомпания Alitalia отказалась от сделки с концерном «Сухой» по закупке самолетов Sukhoi SuperJet 100 в пользу бразильского производителя Embraer. Перевозчик планирует приобрести 20 машин Embraer вместо 20–24 бортов «Сухого». Объем намечавшейся сделки Alitalia и «Сухого» оценивался в $500 млн. Основная причина отказа заключается в том, что российский самолет до сих пор не прошел сертификацию Международного авиационного комитета, объясняет глава авиакомпании Рокко Сабелли: «Проблема в том, что SSJ 100 еще не находятся в воздухе. Полеты в России запланированы на январь, но есть неопределенность даже в отношении этой даты».
Отказ прозвучал через две недели после того, как президент Дмитрий Медведев и премьер Владимир Путин принимали в Сочи премьер-министра Италии Сильвио Берлускони и вместе осматривали в аэропорту Сочи один из двух выпущенных серийных SSJ100, который прилетел на Кубань в рамках проводимых испытаний.
После этого Путин заявил, что Италия готова закупать самолеты.
В «Сухом» ссылаются на то, что продвижением SSJ на европейский рынок занимается российско-итальянское СП (51% Alenia Aeronautica, 49% холдинг «Сухой»). В Alenia Aeronautica заявили, что весьма удивлены выбором Alitalia. «SSJ100, бесспорно, является лучшим предложением среди конкурентов как с точки зрения качества, так и сточки зрения стоимости и операционных расходов», — говорят в компании. «Промышленность и социально-экономическая система Италии только бы выиграли от выбора SSJ 100, — считают в СП. — Это обеспечило бы хороший возврат инвестиций и рост в ряде регионов, пораженных экономическим кризисом».
Темпы производства SuperJet 100 не соответствует ранее объявленным параметрам. Начиная с 2008 года «Сухой» обещал производить по 70 самолетов в год, затем эта планка снизилась до 30–35 машин в год.
Поставки SuperJet 100 задерживаются уже более чем на два года — самолет до сих пор не прошел сертификацию. Пока готово только 8 экземпляров, из них всего два серийных.
«Задержки происходят из-за несвоевременного решения технологических и конструкторских задач на должном уровне», — говорит редактор отраслевого портала Avia.Ru Роман Гусаров. «Было бы объективно непросто поставить 20 самолетов с августа 2011 по середину 2012 года, — добавляет руководитель аналитического отдела «Авиапорт» Олег Пантелеев. — А сорвать поставки такому заказчику, как Alitalia, не лучший вариант развития событий».
Эксперты, однако, не исключают, что невозможность своевременной поставки лишь наименее болезненная формулировка, выбранная для «Сухого». Было бы хуже, если бы Alitalia сообщила, что самолет не соответствуют ожидаемым параметрам. Уже известно, что
самолет получился на три тонны тяжелее заявленного. Это означает, что при полной загрузке он сможет пролететь на 1300 км меньше, чем изначально планировалось.
Один из основных заказчиков SuperJet 100 — «Аэрофлот» — уже неоднократно высказывал недовольство не только по поводу срывов сроков поставки SSJ, но и несоответствия самолета прописанным в контракте характеристикам. «Мы не будем принимать некондиционные самолеты, будем включать все штрафы. Они уже влетели на штрафы и продолжают влетать», — заявил в октябре замгендиректора компании по финансовым инвестициям Шамиль Курмашов. «Но критика «Аэрофлота» — это был лишь первый звоночек, тогда как отказ Alitalia — это уже удар в колокол», — говорит Гусаров.
Отказ первого потенциального крупного европейского заказчика от покупки — серьезный удар по имиджу проекта. «Имиджевых потерь можно было бы избежать, если бы не авантюрная политика маркетологов и пиарщиков «Сухого», — считает Гусаров. — Переговоры «Сухого» и Alitalia до заключения твердого контракта надо было вести максимально конфиденциально, а не трубить на весь мир, как только стало известно о заинтересованности итальянской авиакомпании».
Гусаров считает, что правительству пора прекращать делать вид, что все нормально и программа проходит успешно: «Профессиональная авиационная общественность в это уже не верит».
На проект были потрачены огромные деньги, и не факт, что удастся окупить расходы на создание самолета, которые уже превысили потенциальные доходы.
Первоначально затраты на проект Sukhoi Superjet 100 должны были составить $750 млн. Согласно бизнес-плану, в течение 15 лет (то есть за весь цикл производства этой модели) планировалось получить $2,7 млрд чистой прибыли, выпустив 750 самолётов. Сейчас на программу разработки самолета потрачено, по самым скромным подсчётам, около $3,5 млрд.
Выбор Alitalia не приговор для российско-итальянской программы, не согласен руководитель аналитического отдела «Авиапорт» Олег Пантелеев. По его мнению, в 2011 году портфель заказов на SSJ обязательно пополнится, в том числе и за счет заказов, которые принесет СП Alenia Aeronautica и «Сухого».