Президент России Дмитрий Медведев заявил о необходимости разработки государственной программы добычи углеводородов из нетрадиционных источников.
«Нам потребуется отдельная программа, а также регулярный мониторинг появляющихся в этой сфере технологий и планов по их внедрению», — заявил президент на заседании Совета безопасности, посвященном вопросам энергетики.
Дмитрий Медведев не уточнил, о каких именно нетрадиционных источниках идет речь.
Источник в администрации президента уточняет, что под разработкой альтернативных источников энергии «в том числе подразумевается и сланцевый газ». Он говорит, что также будет создаваться государственная программа разведки ресурсов на шельфе.
«В России понятия «нетрадиционных источников углеводородного сырья» нет, — поясняет генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. – В Америке, например, нетрадиционной считается и добыча на шельфовых месторождениях».
В России к нетрадиционным методам добычи можно отнести добычу газа из сланца, из угольных пластов, добычу битумной, «тяжелой», нефти и попутный нефтяной газ, огромные объемы которого (по экспертным оценкам, от 30 до 50 млрд кубов) в России ежегодно сжигаются в факелах, так как нефтяные компании не имеют возможности его реализовать в основном из-за сложностей с транспортировкой.
В мире наиболее популярна в последнее время тема сланцевого газа. В начале 2010 года США впервые за последние шесть лет обошли Россию по объемом добытого газа: США в 2009 году добыли 624 млрд кубометров, Россия – 582,3 млрд кубометров, и прорыв был обеспечен ростом добычи газа из сланца в Америке. В 2009 году она достигла 67 млрд кубометров — 11,3% от общего объема добычи в США.
Интерес к сланцевому газу растет и в Европе. Польша заявляла, что обладает запасами порядка 1,36 трлн кубов (звучали заявления, что эти запасы позволят Польше полностью отказаться от импорта газа из России, но пока Польша не владеет необходимыми технологиями). Президент Белоруссии Александр Лукашенко потребовал найти сланцевый газ на территории республики, а Украина в конце ноября заявила, что обладает крупнейшими в Европе запасами сланцевого газа, не уточнив объемы.
Интересовался сланцем и «Газпром». В октябре российская монополия объявила конкурс на оказание услуг в форме консультационного семинара на тему «Сланцевый газ: поиск, разведка и освоение для нужд ОАО «Газпром». Победителю конкурса концерн пообещал $100 тысяч. В конце ноября совет директоров «Газпрома» поручил правлению продолжать мониторинг развития отрасли сланцевого газа в различных регионах мира.
По прогнозам американского управления информации по энергетике (Energy Information Administration, EIA) к 2035 году до четверти всего сухого природного газа придется на сланцевый газ.
По оценке Константина Симонова, запасы сланцевого газа в России сопоставимы с американскими (47–63 трлн кубов). Эксперт признает, что «это крайне приблизительные оценки».
Но, по словам Симонова, России сланцевым газом заниматься невыгодно. «На сланце сосредоточилась Европа: там нет собственных запасов традиционного газа. Но Россия обладает крупнейшими запасами газа в мире — зачем сейчас пытаться углубляться в добычу из сланца?» — недоумевает эксперт.
«Программа важна, — полагает Дмитрий Лютягин из «Алор-инвест». – Ее суть не столько в наращивании добычи углеводородов в ближайшей перспективе, сколько в научно-техническом развитии страны».
Но Симонов напоминает, что ни одного реально действующего проекта по сланцу в Европе нет. Отчасти трудности связаны с технологией добычи: при работе со сланцем необходимо производить гидроразрывы, и на одну рабочую скважину требуется около 20 млн литров воды. Разрабатываются технологии использования вместо воды воздуха, но пока они не находят массового применения.
В России достаточно проблем с традиционным газом – незавершенные проекты на Ямале, Штокман, запуск которого уже несколько раз откладывался. «Возможно, стоит вкладывать деньги в решение этих проблем, чем тратить их на сланцевую добычу, которая на данный момент имеет смысл лишь в американских условиях?» — задается вопросом Константин Симонов.