Комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC) подала в Федеральный суд Манхэттена иск против участников торгов депозитарными расписками на акции российской продовольственной корпорации «Вимм-Билль-Данн» (ВБД). Американская юридическая практика позволяет подавать иски в отношении неопределенного круга лиц.
В данном случае SEC требует оценить законность «высокодоходных и подозрительных сделок» с акциями ВБД до и после официального объявления о продаже российской компании.
Покупателем «Вимм-Билль-Данна» выступает американская корпорация PepsiCo. Условия сделки, объявленные 2 декабря, предполагали 32-процентную премию к рыночным котировкам акций: американские инвесторы оценили бизнес ВБД в $5,8 млрд. Бизнес оценили из расчета $132 за одну бумагу (обыкновенную акцию). На первом этапе PepsiCo приобретет 66% акций ВБД за $3,8 млрд – весь пакет крупнейших российских акционеров — Гавриила Юшваева (19,6% акций), Давида Якобашвили (10,5%), Михаила Дубинина (4,7%), Сергея Пластинина (3,9%), а также около 25% — это пакет казначейских бумаг, говорилось в официальном пресс-релизе РepsiCo.
Позднее будет сделана оферта всем держателям бумаг ВБД.
По оценке Credit Suisse, стоимость «Вимм-Билль-Данна» не превышает $4 млрд. Аналитик банка Виктория Петрова называла стоимость сделки «необъективной, так как ВБД – не быстрорастущая компания».
Комиссия по ценным бумагам и биржам США фиксировала серию подозрительных сделок с бумагами «Вимм-Билль-Данна» в течение нескольких дней до официального объявления о продаже: с 29 ноября по 1 декабря нью-йоркские трейдеры скупили 400 000 депозитарных расписок на акции российской компании.
Андрей Корельский, управляющий партнер адвокатского бюро «Корельский, Ищук, Астафьев и партнеры», констатирует, что SEC оперативно реагирует на резкие скачки акций. «После установления подозрений факта использования инсайда или манипулирования ценами на рынке начинается расследование сделок, которые происходили по той или иной бумаге от нескольких минут до нескольких недель до скачка цен», — говорит он.
В чьих интересах проводились операции, в SEC пока не знают. Но деньги на скупку поступали со счета в SG Private Banking, швейцарского подразделения французской банковской группы Societe Generale по работе с состоятельными клиентами.
Заказ на покупку бумаг поступил через брокерскую фирму Instinet Europe. Кастодиальным депозитарием (осуществляет хранение, учет и переводы ценных бумаг) выступила группа Brown Brothers Harriman & Co.
Сразу после официального объявления о продаже «Вимм-Билль-Данна» корпорации PepsiCo расписки на акции российской компании подорожали на 28%. По оценкам SEC, потенциальные инсайдеры могли заработать на скупке бумаг около $2,7 млн. Комиссия по ценным бумагам и биржам США просит суд заморозить операции по купленным депозитарным распискам и ограничить возможность вывода средств за пределы США для компаний, участвовавших в спекулятивной скупке. Американское законодательство предусматривает жесткие санкции за использование инсайдерской информации — до 25 лет тюрьмы и штраф в размере утроенной суммы незаконно полученных доходов.
В России с конца января 2011 года также вступит в силу закон об инсайде. Наказание за инсайд в российской практике будет предусматриваться - для участников рынка - вплоть до аннулирования лицензий. С лиц, которые неправомерно использовали информацию, можно требовать возмещения убытков в судебном порядке. В Уголовном и административном кодексах будет статья «манипулирование рынком», предусматривающая штраф от 500 тыс до 1 млн рублей,а также лишение свободы на срок от 2-6 лет, напомнил Андрей Корельский.