В России обнаружен производитель навигаторов, крепивший чипсет ГЛОНАСС к приемнику двусторонним скотчем, заявили в Ассоциации «ГЛОНАСС/ГНСС-Форум» в среду. Эксперты разобрали модем Самарской компании AGISLTD и выяснили, что внутри присутствуют GSM-модем, GPS-приемник и ГЛОНАСС-приемник СН-4706, но последний «фактически не установлен на плату, так как крепится к ней при помощи двустороннего скотча и поролоновых вкладышей».
По словам заместителя исполнительного директора Ассоциации «ГЛОНАСС/ГНСС-Форум» Виктора Гладких, контакты приемника не были соединены с платой, то есть он никогда бы не заработал.
Видимо, производитель предполагал, что потребитель должен самостоятельно доплатить за «подключение» ГЛОНАСС/GPS приемника — удалить скотч, вкладыши и припаять навигационный приемник к плате, иронизирует Гладких.
И такие случаи отнюдь не единичны, добавляют в Ассоциации. Поэтому ее специалисты намерены провести массовые испытания предлагаемых на отечественном рынке модулей навигационного оборудования для наземного транспорта, которые позиционируются изготовителями как работающие по сигналам ГНСС ГЛОНАСС/GPS.
В компании AGISLTD «Газете.Ru» подтвердили, что модем, о котором идет речь, действительно их производства, на что указывает и серийный номер продукта. «Этот модем был продан год назад нашему клиенту, с которым мы сотрудничаем уже продолжительное время», — рассказал технический директор AGISLTD Сергей Чутчев. Но обвинения его удивили. Компания производит модемы различной комплектации, и с ГЛОНАСС-модулем, и без, но в модемах, где ГЛОНАСС-модуль присутствует, он расположен на дополнительной плате, а у «исследователей» второй чип приклеен на ту же плату, что GPS, объясняет Чутчев.
Генеральный директор AGISLTD Александр Кирилличев считает, что операция заказана конкурентами:
«Нам есть чем похвастаться: мы успешно выигрываем тендеры, налаживаем совместное российско-китайское производство, неплохо развиваемся. Если бы год назад мы поставили бракованные модемы, наши дилеры и заказчики нас бы просто разорвали, и мы бы вылетели с этого рынка в один момент».
«История странная, и смысла в таких действиях производителя я не вижу», — соглашается директор по маркетингу завода «Микрон» Карина Абагян. Главное, что вызывает сомнения эксперта, это возможность проверить работу устройства: отображаются на дисплее GPS- или ГЛОНАСС-координаты параллельно или нет.
Однако независимый эксперт рынка навигации Михаил Фадеев подтверждает, что случаи установки фэйковых модулей бывали. Смысл этого в том, чтобы обмануть непрофессиональных заказчиков.
Определить, чей сигнал, GPS или ГЛОНАСС, можно только специальной программой, говорит эксперт. «Координаты определяет, ГЛОНАСС на коробке написано – значит, претензий к продукту предъявлять не за что»,
— рассказывает Фадеев. Но сейчас, по его словам, при МВД создана специальная лаборатория, чтобы тестировать оборудование на функциональность всех модулей. Поэтому теперь устройства проверяются на более серьезном уровне, считает он. Это актуально в связи с тем, что правительство ввело требование, чтобы все машины в России, перевозящие пассажиров, были оборудованы ГЛОНАСС-приемником.
В целом на реализацию проекта по развитию отечественной навигационной системы уже потрачено 60 млрд рублей, в течение ближайших полутора лет в инфраструктуру ГЛОНАСС будет вложено еще порядка 48 млрд рублей. Для ее поддержки до 2012 года Россия введет импортную пошлину в 25% на все навигационное оборудование без чипа ГЛОНАСС — это требование коснется и производителей мобильных телефонов, и производителей автомобилей, собираемых в России.