МТС и «Мегафон» нарушили закон «О защите конкуренции», предоставляя услуги роуминга в странах СНГ, решила накануне Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Операторов признали виновными в установлении «монопольно высоких цен на услуги связи в роуминге».
Пока тарифы российских операторов в роуминге по СНГ в 2—2,5 раза выше даже тех, что установлены ими же в направлении других стран, а также в 4—6 раз выше тарифов на услуги связи в роуминге, применяемых операторами Евросоюза, выяснила ФАС.
Доход операторов в среднем на единицу услуги международной связи гостевым абонентам в 158 раз превышает доход на ту же единицу для своих абонентов.
Операторы в ходе разбирательства заявили о намерении снизить тарифы. «Мегафон» — в 1,5—4 раза (на разные виды услуг), МТС — в 1,8—2,3 раза. Эти обещания ФАС и занесла в итоговое предписание, указав дату — не позднее 31 декабря 2010 года.
Еще одно нарушение зафиксировано у всей «тройки» — навязывание невыгодных условий договора о предоставлении услуг в роуминге по СНГ, а именно несвоевременное информирование о списании денежных средств со счета абонента. На это пожаловались в ФАС 12 физических и юридических лиц — на МТС, 5 — на «Вымпелком», 1 — на «Мегафон». Все люди и фирмы выбрали авансовые тарифные планы и полагали, что такая же система оплаты сохранится и в роуминге.
Но после возвращения в страну заявители получили сообщение о задолженности в значительном размере — до 700 тысяч рублей.
«Мы законопослушная компания и всегда следуем требованиям законодательства», — комментировала ранее решение ФАС представитель «Вымпелкома» Анна Айбашева. «Мегафон» считает нынешнее снижение цен на роуминг хорошим примером плодотворного сотрудничества бизнеса и государства в интересах абонентов», — говорила Татьяна Иванова из «Мегафона». Ирина Осадчая из МТС рассказала, что они «тесно сотрудничали с ФАС в течение нескольких месяцев, предоставляли все требуемые для расследования документы».
Теперь ФАС предписывает «большой тройке» уведомлять при заключении договора об оказании услуг связи в роуминге. Информационное сообщение может выглядеть так: «В зависимости от технических особенностей в процедуре обмена информацией об объеме оказанных абоненту услуг между оператором и роуминговым партнером оператора списание денежных средств с лицевого счета абонента может осуществляться с задержкой до... (и указать максимальный срок такой задержки). В связи с этим на указанный срок услуги связи в роуминге могут быть предоставлены по системе оплаты посредством отложенного платежа».
Чтобы все абоненты наверняка поняли, что им угрожает уход в минус, при регистрации в сети роумингового партнера им придет SMS-напоминание следующего содержания: «Внимание! Вы находитесь в зоне роуминга. Списание денежных средств с вашего лицевого счета может осуществляться со значительной задержкой, и услуги связи могут быть предоставлены в кредит».